Оглавление
Часто от момента появления запаха дыма и начала тления до серьёзного возгорания происходит всего несколько минут. А минут через 10-15 машина может полностью сгореть. Чтобы предотвратить сгорание авто, водителю в первые минуты придётся действовать самостоятельно. В каждом автомобиле должен находиться огнетушитель. Притом он должен лежать в доступном месте. Чтобы определить какой огнетушитель нужен в авто, ознакомьтесь с плюсами и минусами каждого вида.
Виды огнетушителей для авто
Есть два основных типа огнетушителей для машин: порошковые и углекислотные. У каждого типа есть свои преимущества и недостатки. Перед выбором нужно хорошо подумать и проанализировать все плюсы и минусы.
Порошковые
Эти огнетушители для автомобилей различного типа – самые распространённые и доступные. Корпус этих изделий может быть выполнен из пластика или металла. Главная конструктивная особенность порошковых огнетушителей – внутри баллона содержится порошковая смесь. При взаимодействии с воздушной средой она способна быстро потушить огонь.
Принцип действия.
- Порошок под определённым давлением распыляется на объект возгорания.
- Происходит химическая реакция, образующая над пламенем слой плёнки необходимой плотности.
- К огню перестаёт поступать кислород, и он гаснет.
Конструкции порошковых огнетушителей, которые стандартно маркируются «ОП», различаются по способу выбрасывания порошка на место возгорания:
- дополнительной маркировкой «Г» обозначается газогенерирующий патрон; он срабатывает не очень быстро (до 10 сек), но зато его не нужно ежегодно подвергать освидетельствованию, срок его службы относительно долог;
- баллон с газом, который находится внутри корпуса вместе с порошком, обозначается буквой «Б»; его целесообразно применять непосредственно в салоне автомобиля, — газ не только выбрасывает на огонь порошок с химическим составом, он ещё и заполняет салон, вытесняя кислород.
Стандартный порошковый огнетушитель распыляет смесь в течение 6-7 сек. Этого бывает достаточно, чтобы полностью ликвидировать небольшое возгорание.
Единственный недостаток этого изделия — после тушения на обшивке салона остаются пятна, которые не так-то просто удалить. Но в ситуации, когда от машины может остаться за несколько минут один остов, жалеть обшивку, наверное, не стоит.
Углекислотный
Корпус таких изделий металлический. Маркируются они аббревиатурой «ОУ». Средством, которое из таких огнетушителей ликвидирует огонь, является диоксид углерода – СО2, который находится в сжиженном состоянии.
Принцип действия:
- вещество, попадая на место возгорания, охлаждает горящую поверхность; образуется так называемый углеродный снег;
- диоксид углерода заполняет салон, вытесняя кислород – питательную среду для огня;
- такой огнетушитель удобно использовать, если возгорание произошло в труднодоступном месте.
В отличие от порошка, эта производная углерода не оставляет в салоне никаких следов, что особенно подходит для моделей премиум класса. Но и у этого изделия есть свои недостатки, причём, существенны:
- огнетушащим веществом в большой концентрации можно отравиться, так что перед тушением следует сначала вывести на открытый воздух всех пассажиров;
- если держать раструб без перчаток, можно получить сильный ожог;
- поскольку для подобных конструкций строго обязательно наличие манометра, его необходимо проверять и подкачивать клапаны.
Однако у огнетушителей подобного типа есть один, буквально огромный, плюс. С ним можно работать даже на участках с электрическим напряжением.
Встречаются ещё аэрозольные огнетушители, в основном, импортного производства. Они легки, компактны, удобны в использовании, но малоэффективны даже при средних возгораниях.
Требования к огнетушителю для машины
Основные требования к огнетушителям в авто очень просты.
- Изделие обязано соответствовать ГОСТам (Р51057-2001 или НПБ 155-2002).
- Большое значение имеет вес; для грузового транспорта масса заправленного огнетушителя должна быть не менее 5 кг, для легкового – не меньше 2 кг.
- Объём тоже имеет значение. 5 л огнетушащего вещества для грузовиков, для легковушек – 2 л. Уменьшение этих параметров может сделать тушение пламени просто бесполезным.
- Огнетушители должны иметь сертификат и документы о проводимых проверках.
Излишне, наверное, упоминать о том, что приобретать эти изделия следует в специализированных магазинах, а не в сомнительных торговых точках. Как любой неподдельный и качественный товар, автомобильные огнетушители должны иметь определённые ценовые параметры. Если они ниже, от покупки решительно откажитесь:
- качественный углекислотный огнетушитель стоит от 600 до 2000 руб;
- порошковый – от 500 до 800 руб.
Обращайте внимание ещё и сроки хранения и эксплуатации. Они, как правило, указаны рядом с маркировкой.
Часто возникает вопрос, что выгоднее: перезарядить старый баллон или приобрести новый. Если дело касается порошковых изделий, проще всё-таки обновить оборудование, тем более, что перезарядка стоит ненамного меньше.
ВАЖНО! Если на корпусе огнетушителя появились признаки коррозии или зазубрины, изделие следует менять однозначно.
Где хранить автомобильные огнетушители
Некоторые автовладельцы хранят огнетушители в багажнике, заботясь о свободном пространстве внутри салона. Это прямое нарушение Свода Правил эксплуатации автомобиля. В котором чётко говорится, что автомобильный огнетушитель должен находиться непосредственно рядом с водителем, в кабине, причём, в легкодоступном месте. Кроме того, баллон должен быть надёжно закреплён специальными контейнерами, их можно купить в любом автомагазине.
Что же касается расположения огнетушителя в багажнике. Нередко огонь блокирует выход из салона, или этот процесс происходит долго по причине внешних препятствий при аварии. Тогда отсутствие спасительно средства в салоне может стоить даже жизни.
Как правильно использовать огнетушители для авто
После покупки огнетушителя следует внимательно ознакомиться с инструкцией его использования. Она предполагает следующий порядок действий в случае непредвиденного возгорания:
- сначала нужно сорвать пломбу и выдернуть чеку;
- потом нужно направить сопло на место возгорания или дыма и нажать на рычаг;
- на открытом огне начинают тушение с основания пламени;
- в нишах и углах салона можно направить струю сверху;
- находиться следует с наветренной стороны;
- если возгорание активно, лучше производить процесс уничтожения пламени несколькими огнетушителями группой людей;
- после исчезновения видимого огня убедитесь, что повторное возгорание невозможно;
- использованные баллоны следует как можно быстрее отправить на перезарядку или приобрести новые;
- возить пустой старый огнетушитель только для демонстрации его сотруднику ГИБДД – рискованно, прежде всего, для самого водителя.
Для того, чтоб определить какой огнетушитель нужен в авто, решите какой бюджет можете потратить. Порошковый обойдется дешевле чем углекислотный, им проще пользоваться. Но углексилотный эффективней для тушения пожара в труднодоступных местах. Он также не оставляет следов в салоне. Определите свои потребности и приоритеты. Это поможет сделать правильный выбор.