Оглавление
185-й приказ МВД России, введенный в 2009 году, — это полный нормативно-правовой акт, детально описывающий правила для сотрудников службы ДПС.
До 2009 года деятельность сотрудников ГИБДД регламентировалась должностными инструкциями, введенный же приказ являлся своеобразным исправлением ошибок, которые происходили в действительности.
185-й Приказ был введен для того, чтобы повысить качество деятельности сотрудников государственной автоинспекции — службы, которая контролирует движение на дорогах в нашей стране. Данный приказ содержит регламент, являющийся обязательным, как для каждого сотрудника ГИБДД, так и любого автомобилиста в целом. Знание данного приказа позволит чётко понимать, какие границы законного поведения устанавливаются современной конституцией: что можно и что нельзя делать, как вести себя каждой из сторон.
Для водителей он несёт в себе преимущественно положительные моменты, причины, по которым необходимо их знать, очевидны.
Скачать приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (103 страницы)
185 приказ для водителей
Административный регламент ГИБДД состоит из пяти разделов и восемнадцати приложений, которые в точности должен помнить каждый сотрудник ГИБДД.
Естественно, водителям нет нужды заучивать весь приказ целиком, поэтому мы постараемся выделить важные для последних моменты, знание которых будет полезно в случае, если возник спор или конфликт.
- Если вы связались с сотрудником ГИБДД по телефону, он должен назвать свои имя и фамилию и обозначить то, что он принадлежит к ГИБДД, только после чего начинать дальнейшие ответы на вопросы. Этой процедурой описывается порядок связи сотрудников ДПС и граждан.
- Вежливое обращение. К сожалению, нередки случаи некорректного проявления сотрудниками собственных эмоций, вплоть до откровенного хамства. Запрет на подобное устанавливается в регламенте, который постулирует чёткие правила по поведению сотрудника: обращаться к водителю инспектор должен исключительно на «Вы», сдержанно и спокойно, а свои требовать излагать убедительно и понятно. В ситуации, в которой водитель нервничает, сотрудник опять дать ему время успокоиться для того, чтобы продолжить беседу. Однако вежливо вести себя должен и водитель. Более полную информацию вы можете найти в 20 пункте регламента.
- Возможность записи. Водитель вправе использовать видеозаписывающую технику, но данное право распространяется и на инспекторов. Исключаются отдельные случаи, прямо предусматриваемые законами. Если запрет существует, то инспектор обязан сообщить о нём на камеру, после чего вы должны прекратить съемку.
- Форма сотрудника. Инспектор обязан носить форму и нагрудный жетон ГИБДД МВД при исполнении служебных обязанностей.
- Средства фиксации и контроля. Органы ДПС имеют право использоваться специальные средства фиксации и контроля посредством съемки с мест, недоступных для видимости водителями(например, за поворотами, дорожными знаками и т.п.). Помимо того, на каждом автомобиле ГИБДД должны быть установлены средства, которые способны произвести автоматическую запись. Если они отсутствуют, то инспектор не имеет права на составление протокола.
- Особые места. Существуют места, в которых останавливать водителей нельзя по закону, однако исключение можно сделать тогда, когда на то есть объективные причины, связанные с подозрением о причастности водителя или транспортного средства к нарушениям закона.
- Нужно ли выходить из машины? Потребовать покинуть ваше транспортное средство инспектор имеет право в следующих случаях: явное наличие признаков алкогольного, токсического, наркотического опьянения, необходимость досмотра и личного осмотра, потребность в устранении технических проблем автомобиля.
- Проверка на алкогольное и наркотическое опьянение. Если инспектор подозревает, что водитель находится в нетрезвом виде, то он должен предложить вам пройти тест, однако только после приглашения двух понятых. В противном случае водителя должны сопроводить в полицейское отделение. Если же водитель не согласен с результатом теста, то он может потребовать медицинское освидетельствование.
Причины остановки автомобиля сотрудником ГИБДД
Транспортное средство может быть остановлено на таких основаниях, как:
- Наличие на автомобиле технических средств, создающих опасность дорожному движению.
- Если инспектор имеет сведения о причастности водителя к ДТП или другим преступлениям. Данные сведения приходят из сообщений свидетелей, других нарядов ГИБДД и т.д.
- Нахождение данного транспортного средства в угоне, розыске.
- Потребность в опросе водителя или же пассажиров в качестве свидетелей преступления или ДТП.
- Потребность использования водителя в качестве понятого.
- Крайне редкий случай: острая необходимость использования транспортного средства.
- Необходимость оказать помощь другим водителям или участникам дорожного движения.
- Проведение специальных мероприятий, целью которых является установление личности водителя, а также сбор информации о транспортируемом грузе, что регламентируется ведомственными распорядительными актами.
Целиком ознакомиться с основными моментами данного процессуального действия вы можете в пунктах 63–67 приказа.
Как должен происходить осмотр?
Иногда инспектор может потребовать произвести осмотр вашего автомобиля или груза. Осмотр автомобиля или груза, который в нём находится, должен происходить в соответствии с требованиями административного регламента(пп. 149–154). Возможные основания:
- Наличие сведений о использовании автомобиля в противозаконных целях
- Проверка маркировок автомобиля, их соответствия данным, указанным в документации
- Перевозка груза, несогласованная с документацией на перевозку.
Работник ГИБДД должен, исходя из результатов осмотра, составить соответствующий акт, в котором обязан указать все значимые итоги осмотра и сведения про водителя. Если правонарушения отсутствуют, то сотрудник даст разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
Положительные моменты для водителей
Проанализируем преимущества, которые имеет водитель, знакомый с регламентом, на данный момент:
- Чётко указываются возможные причины остановки, досмотра, осмотра.
- Нет необходимости пересаживаться в машину сотрудника.
- Возможность требовать номер начальства.
- Право проводить запись посредством видео- и аудиосредств.
- Отсутствие у ДПС права на эвакуацию машины тогда, когда водитель находится рядом.
- Запрет на снятие номерных государственных знаков и лишения прав без протокола об административном нарушении.
Отрицательные моменты для водителей
Минусы для водителей, придерживающихся правил дорожного движения, практически отсутствуют. Проблемы могут возникнуть, если водитель сам ведет себя невежливо и некорректно, действительно нарушил правила дорожного движения, что теперь может фиксироваться специальными средствами, находился в неподобающем для вождения состоянии или иным образом нарушил существующее законодательство.
Регламент регламентном, но в нашей стране соблюдения законов почти никто не придерживается((
Не какого изменения в работе-общении ГИБДД не заметил, возможно представляться стали всегда. Но знание прав и обязанностей, не помешает, однозначно.
Знание таких регламентов очень поможет избежать проблем с сотрудниками ГИБДД, ведь законы выходят новые, а водители не вдаются в подробности, чем и пользуются инспектора. А если сотрудник ГИБДД не придерживается законов, то его дальнейшие действия можно оспорить.
В нашем небольшом городке так и до сих пор встают они в каких-нибудь «кустиках» и ловят. И никто не жалуется, все на виду, только попробуй, достанут же потом.