Оглавление
Экспедиционные канистры для бензина — емкости для перевозки топлива, необходимые при поездках в местность, в которой отсутствуют АЗС и где нет возможности пополнить бак автомобиля. Сейчас на рынке предлагается немало канистр: от проверенных временем металлических емкостей, выпускавшихся еще во времена СССР, до новомодных канистр класса экстрим, которые могут использоваться в качестве сэнд-трака.
Характеристики и функции
Функцией экспедиционных канистр является перевозка бензина в условиях, когда отсутствует возможность дозаправки на стационарных АЗС. В качестве дополнительной функции можно выделить перевозку питьевой воды, например, в условиях пустыни. К выбору канистры для питьевой воды необходимо подходить с осторожностью. Состав, из которого изготовлена емкость, в этом случае не должен представлять опасность для человеческого организма.
Дополнительные функции встречаются у плоских канистр класса сэнд-трак. Форма этих емкостей позволяет использовать их в качестве специального приспособления для преодоления канав и сложных грунтов (грязи, снега, песка).
Важное значение имеют следующие характеристики экспедиционных канистр:
- емкость (5,10, 20 литров);
- форма емкости (плоские емкости, горизонтального и вертикального типа);
- материал и форма.
Разновидности экспедиционных канистр
Все экспедиционные канистры подразделяются на две большие группы:
- металлические емкости;
- пластиковые канистры.
Емкости, изготовленные из металла, в свою очередь предлагаются в нескольких вариантах:
- алюминиевые;
- стальные;
- канистры из нержавеющей стали.
Пластиковые канистры еще более разнообразны по своим вариантам изготовления. Говоря о канистрах, изготовленных из пластика, необходимо отбросить обычные бутылки для наполнения водой и емкости из-под различных химических и моющих средств. Подобные сосуды нельзя использовать — материал, из которого они изготовлены, не приспособлен для перевозки бензина, они нередко начинают подтекать по швам, неудобны при заливке бензина в горловину бака и т. д. Использование подобных емкостей возможно лишь на кратковременной основе, когда нет возможности приобрести специализированную канистру.
Поэтому когда речь идет о пластиковых канистрах, подразумеваются исключительно предназначенные для транспортировки бензина емкости. Они разделяются на два основных вида:
- плоские канистры;
- емкости классической формы.
Первый вариант широко представлен на рынке — в продаже имеются канистры брендов GKA, СамараТара, «Экстрим Драйв», Art-Rider и другие. Такие емкости не только позволяют перевозить бензин, в том числе прикрепляя канистру к кузову в экстрим варианте, но и могут выручить водителя на бездорожье.
Пластиковые канистры классической формы еще больше распространены на рынке — в продаже встречается множество наименований и брендов подобной продукции.
Также все емкости не экстрим варианта, то есть предназначенные для перевозки в багажнике автомобиля, можно разделить на 2 типа:
- вертикальные — классические канистры, неустойчивые при движении;
- горизонтальные, держащиеся на покрытии багажника без использования креплений.
Плюсы и минусы
Преимущества и недостатки экспедиционных канистр зависят от нескольких факторов:
- материала изготовления;
- формы самой канистры;
- стоимости отдельных экземпляров;
- конкретного бренда.
У каждой из разновидностей канистр выделяются свои плюсы и минусы. Преимуществом алюминиевых канистр является:
- небольшой вес;
- высокие антикоррозийные качества и устойчивость к активным химическим соединением, в том числе и к бензину.
Недостатки алюминиевых емкостей:
- мягкой металла, что способствует быстрой деформации канистры в полевых условиях;
- отсутствие универсальности — в таких канистрах нельзя перевозить питьевую воду.
Стальные канистры имеют свои плюсы и минусы. К преимуществам подобного типа емкостей относятся:
- механическая прочность металла;
- устойчивость под воздействием бензина;
Минусы стальных канистр:
- склонность к образованию конденсата внутри емкости;
- активные коррозионные процессы внутри канистры из-за влияния конденсата;
- попадание продуктов коррозии в налитый в канистру бензин.
Еще одна разновидность металлических экспедиционных канистр — емкости, изготовленные из нержавеющей стали. Нержавейка минимизирует недостатки обычных стальных канистр. Подобные емкости:
- обладают устойчивостью к коррозии;
- позволяют избегать механических деформаций в ходе эксплуатации;
- обладают приятным внешним обликом.
Но и канистры из нержавейки не лишены своих недостатков, к которым относятся:
- немалый вес;
- большая стоимость экземпляров.
Пластиковые канистры в свою очередь подразделяются на канистры типа сэнд-трак и стандартные емкости. Однако у обоих вариантов можно выделить общие плюсы и минусы, обусловленные материалом изготовления. К преимуществам относятся:
- химическая стойкость и невозможность коррозии из-за материала изготовления;
- малый вес;
- легкость в эксплуатации и обслуживании;
- небольшая цена (у канистр обычной формы).
Минусы пластиковых емкостей:
- запрет на заливку топлива на отечественных автозаправочных станциях;
- деформация при воздействии высоких или низких температур (могут потерять форму на солнце или под воздействием холода).
Пластиковые канистры типа сэнд-трак выделяется своими ярко выраженными преимуществами и недостатками. К плюсам канистр подобного типа относятся:
- плоская форма, что удобно при транспортировке на загруженном автомобиле;
- возможность использовать в качестве сэнд-трака;
- стильный внешний облик.
Минусы подобного типа емкостей следующие:
- небольшой объем канистры;
- высокая стоимость, в том числе и дополнительных аксессуаров;
Классические пластиковые канистры для транспортировки бензина наиболее удобны в эксплуатации. Они обладают небольшим весом, удобной формой, разнообразными в объеме. Недостатки — невозможность заливки бензина на АЗС и использования в качестве сэнд-трака.
Дополнительные аксессуары
К некоторым видам канистр предлагаются аксессуары, которые призваны облегчить использование их автовладельцем. В первую очередь это касается емкостей типа сэнд-трак от таких производителей, как GKA или СамараТара. К набору аксессуаров относятся различные крепления и фиксаторы, а также краны и крышки для залива содержимого канистр в бензобак.
Крепления и фиксаторы позволяют использовать канистры типа сэнд-трак в экстремальных поездках. Емкости крепятся к запасному колесу, багажнику, рейлингам, поперечинам или на задние боковые стекла. Стоимость таких аксессуаров довольная высока и сравнима с ценой самой емкости. Альтернативным вариантом может быть изготовление креплений или фиксаторов из подручных материалов, однако надежность таких вариантов вызывает вопросы.
Также выпускаются фиксаторы для перевозки канистр классического вертикального типа. Такие крепления повышают устойчивость емкостей в багажнике авто и предотвращают возможную утечку бензина в результате опрокидывания емкости.
В любом случае внешняя перевозка на кузове автомобиля экспедиционных канистр приведет к тому, что они быстро выйдут из строя. Нескольких поездок хватит для того, чтобы емкости потеряли свою форму из-за воздействия солнца и температурных факторов. Так что целесообразность подобной транспортировки экспедиционных канистр остается дискуссионным вопросом — более надежным и долговечным вариантом остается перевозка канистры в багажнике автомобиля.