Оглавление
Цепи противоскольжения — атрибут автомобилей, которым приходится ездить по настоящему бездорожью. С их помощью можно преодолеть опасные участки покрытия, грозящие автомобилю закапыванием и посадкой на днище. Многие автовладельцы предпочитают приобретать заводские наборы в автомобильных магазинах. Но при желании можно изготовить цепи противоскольжения самостоятельно. Такое решение позволит сэкономить немалую сумму, так как изготовленные своими руками цепи обойдутся в несколько раз дешевле, чем профессиональный набор грунтозацепов.
Подготовка материалов
Основные материалы для изготовления цепей противоскольжения можно приобрести в строительном супермаркете либо в магазине, торгующем метизами — разнообразной продукцией, изготовленной из металла. В таком магазине необходимо приобрести набор товаров, который впоследствии станет основой для изготовления цепей. В его состав входят:
- металлическая цепь с диаметром прутка не менее 5 мм;
- защелкивающиеся карабины с муфтой и резьбой;
- крючки;
- болты, гайки и шайбы.
Перед покупкой необходимо определиться с длиной цепи. Обычно рассчитывают, что для оборудования цепями противоскольжения 2 колес стандартной размерности R15 понадобится не менее 15 метров цепи-заготовки. Размер звеньев также имеет значение. Считается, что в точке пересечения конструкции с покрытием на нем располагалось не менее двух звеньев. Благодаря этому увеличивается сила тяги и повышается сцепление колеса и покрытия.
При оборудовании цепями противоскольжения полноприводного автомобиля нужно учитывать, что цепи ставятся на все 4 колеса. В этом случае следует приобрести в магазине двойной набор материалов, в том числе и металлическую цепь не менее 30 метров длиной.
Необходимые инструменты и оборудование
Кроме материалов, из которых будут изготовлены цепи, необходимо позаботиться и об оборудовании и инструментах, без которых нельзя обойтись в процессе. Для изготовления самой простой цепи типа «лесенка» понадобятся следующие инструменты и оборудование:
- обычный молоток;
- набор рожковых ключей разной размерности;
- слесарные тиски для фиксации;
- угловая шлифовальная машина (болгарка) с кругом резьбы по металлу;
- рулетка;
- натяжитель цепи.
Пошаговая инструкция
Проще всего вручную изготовить цепь противоскольжения типа «лесенка», представляющей собой продольные ветви, соединенные поперечными ветвями. В качестве запорных механизмов можно использовать крюки, кольца или карабины. Внешне такая конструкция цепи противоскольжения напоминает веревочную лестницу, отчего и получила такое название.
Это самый дешевый и простой в изготовлении вариант цепи, однако у него есть свои недостатки. Большей частью он предназначен для преодоления коротких опасных участков из скользкой грязи — длительная езда по заснеженной целине не представляется возможной из-за тенденции к окапыванию и низкой поперечной устойчивости. Однако в качестве действенного средства для того, чтобы вызволить автомобиль из трудно преодолимого участка, он вполне подойдет.
Инструкция по изготовлению цепи противоскольжения типа «лесенка» выглядит следующим образом.
- Для начала измерьте длину окружности шины, определив таким образом длину боковой ветви для каждого колеса. При измерении разместите фрагмент цепи-заготовки на боковой поверхность шины примерно на одинаковом расстоянии между внешней и внутренней окружностями покрышки.
- С помощью болгарки отрежьте от цепи-заготовки отрезок измеренной длины, получив таким образом продольную ветвь. На обоих концах отрезка закрепите карабины, один из концов оборудуйте крючком, второй — запорным кольцом.
- Аналогичным способом измерьте и отрежьте второй отрезок. Его концы также оборудуйте карабинами и крючком. Теперь в наличие должно иметься две продольных ветви. После этого перейдите к изготовлению поперечных ветвей.
- Количество поперечных ветвей на каждое колесо определит проходимость всей конструкции — чем больше таких отрезков, тем лучше будет сцепление цепи противоскольжения с покрытием. Однако большее количество потребует повышенного расхода материалов и трудоемкости изготовления.
- Количество звеньев в поперечных ветвях зависит от размерности колеса и самих звеньев в цепи. В среднем количество звеньев в поперечных отрезках составляет от 10 до 15.
- Соедините продольные и поперечные полосы. Примерно на каждом 6-8 звене обеих продольных ветвей установите крючки и присоедините с их помощью поперечную ветвь.
- Таким же образом установите поперечные ветви по всей длине продольных. Расстояние между фрагментами должно быть примерно одинаковым.
- В центральной части одной из продольных цепей установите дополнительный фрагмент из 5 звеньев. На свободный конец фрагмента монтируйте карабин и натяжитель, другой конец присоедините к продольной ветви с помощью запорного крючка.
Аналогичным образом изготовьте цепь для второго ведущего колеса. Если цепи противоскольжения предназначены для полноприводного автомобиля с 4 ведущими колесами, то следует изготовить 4 экземпляра. Всего операция по изготовлению цепей противоскольжения займет от 40-50 минут (2 экземпляра) до 2 часов (4 экземпляра).
Установка на автомобиль
Установка самостоятельно изготовленной цепи противоскольжения принципиально не отличается от монтажа заводской конструкции. Выделяется два способа установки грунтозацепов на колеса авто: с поднятием колес с помощью домкрата и без него.
При использовании домкрата последовательность установки выглядит следующим образом.
- Установите автомобиль на ровную поверхность, включите первую передачу и поставьте авто на стояночный тормоз.
- С помощью домкрата поднимите то колесо, которое будет первым оборудоваться цепью.
- Оденьте цепь на колесо, скрепив конструкцию с внутренней стороны с помощью карабина, на внешней стороне присоедините фрагмент с натяжителем с противоположным концом продольной цепи.
- Убедившись в надежности крепления конструкции, спустите колесо с домкрата.
Затем аналогичным способом цепью противоскольжения оборудуется второе колесо, а в случае оборудования цепями полноприводного автомобиля — и колеса на другой оси.
Второй способ монтажа цепей не требует использования домкрата и поднятия колес автомобиля, однако он несколько сложней в исполнении. Последовательной действий в этом случае выглядит следующим образом.
- Разложите подготовленные цепи перед колесами автомобиля. Цепи следует класть замками на внешнюю сторону колеса и крючками задней части цепи — на внутреннюю.
- Сядьте в машину и осторожно заезжайте на разложенные цепи. Остановитесь в том момент, когда от точки опоры колеса до конца цепи останется примерно 20-25 сантиметров.
- Выйдите из машины и закиньте оставшуюся позади колеса часть конструкции на колесо.
- Скрепите запорный крючок и замкните внешний замок.
- В конце с помощью натяжителя затяните цепь.
При необходимости можно проехать несколько метров, после чего снова отрегулировать натяжение с помощью натяжителя. Затем можно преодолеть расстояние из нескольких десятков метров, чтобы цепи более равномерно распределились по колесу. Во время движения нужно следить за тем, что металлические фрагменты не соприкасаются с элементами кузова или тормозной системы. В ином случае придется дополнительно отрегулировать конструкцию.
Тестирование цепей противоскольжения
Следующий этап — тестирование самостоятельно изготовленных цепей, смонтированных на колеса автомобиля. Лучшими условиями для испытаний станет непогода, в которую можно провести экстремальное тестирование на пересеченной местностью, не приспособленной для передвижения стандартных автомобилей.
Для тестирования отлично подойдут снежные горки, обледенелая пересеченная местность, небольшие болота — одним словом, любые участки с недостаточным сцеплением колеса и покрытия. Во время тестирования необходимо контролировать состояние конструкции, так как могут происходить повреждения звеньев цепи в результате механических повреждений.
Следует помнить, что цепи противоскольжения не предназначены для использования на дорогах общего пользования с твердым покрытием или для езды на скоростях свыше 15-20 км/ч. Их назначением является выручка водителя в сложной ситуации, когда шины автомобиля не могут обеспечить достаточного сцепления с покрытием из-за его повышенного скольжения. Грунтозацепы надеваются перед преодолением опасного участка, а после него их желательно снять. При обладании таким атрибутом в багажнике автомобиля любой водитель может попытаться штурмовать серьезные препятствия либо выпутаться из сложной ситуации на бездорожье.