Оглавление
Поездки на автомобиле по бездорожью, особенно в зимний сезон, могут приводить к непредвиденным последствиям. Нередкой является ситуация, когда авто застревает на бездорожье либо когда требуется преодолеть опасный участок. Производители автомобильных аксессуаров разработали специальное устройство, резко повышающее проходимость автомобиля. Цепи противоскольжения, также именуемые грунтозацепами, призваны повысить сцепление автомобиля с дорогой и вызволить его из неприятной ситуации.
Назначение цепей
Грунтозацепы представляют собой металлические или резиновые цепи, устанавливаемые на ведущие колеса автомобиля. Их целью является повышение сцепления ведущих колес с неблагоприятным покрытием: рыхлым снегом, льдом, болотистой местностью, грязью. С практической точки можно сказать, что грунтозацепы являются дополнительным протектором — они находят точки сцепления шин с неблагоприятным покрытием и вызволяют автомобиль из плена.
Цепи используют в различных ситуациях, складывающихся при передвижении по бездорожью. Их применяют для:
- преодоления заснеженных участков;
- при езде по обледенелому покрытию, в том числе для преодоления подъемов и спусков;
- повышения проходимости при езде по скользким участкам в летний период — болотистой местности, раскисшей грязевой дороги и т. д.
Использовать цепи противоскольжения при езде на твердом покрытии нецелесообразно, а езда по асфальту просто запрещена — грунтозацепы разрушают асфальтовое покрытие. Правильней всего оборудовать колеса грунтозацепами перед преодолением опасного участка, после проезда желательно их снять. Причиной этого является тот фактор, что грунтозацепы не только разрушают покрытие, но и оказывают негативное влияние на сам автомобиль. Их использование повышает нагрузку на систему трансмиссии, подвеску и рулевой механизм, а также способствует более быстрому износу шин. Однако в качестве средства для быстрого преодоления бездорожья они незаменимы, так что иметь цепи противоскольжения в багажнике должен любой автовладелец, часто выезжающий на бездорожье.
Разновидности цепей и отличия
Существует две основных разновидности цепей противоскольжения, имеющие свои преимущества и недостатки. Они подразделяются на:
- жесткие грунтозацепы;
- мягкие грунтозацепы.
Жесткие грунтозацепы представляют собой металлические цепи. Материалом может служить сталь, титан или другой твердый металл. Такая разновидность больше подойдет для серьезного бездорожья — металлические цепи самые надежные и максимально повышают сцепление с покрытием. Есть у них и свои минусы: металл способствует разрушению твердого покрытия, а также серьезно воздействует на протектор шин, разрушая его. Поэтому использовать жесткие цепи противоскольжения на скорости свыше 40 км/ч нельзя.
Мягкие грунтозацепы представляют собой армированные цепи, изготавливаемые из резины, пластика или сочетания этих материалов. Такие цепи гораздо более бережно относятся к покрышкам и твердому дорожному покрытию, поэтому на них можно разгоняться и до 70 км/ч. Однако на серьезном бездорожье они не помогут — мягкие грунтозацепы предназначены для преодоления снежной каши или слегка обледенелых участков, не подвластных обычной зимней резине.
Варианты рисунков
Вторая классификация цепей противоскольжения основана на форме рисунка. Как и у протектора, он имеет важное значение для проходимости, так как разные формы обеспечивают различное сцепление с покрытием.
Выделяются 3 основных разновидности рисунков цепей противоскольжения:
- в форме лесенки;
- в форме ромба;
- в форме сот;
- диагонали;
- треугольники и др.
Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы, на которых стоит остановиться подробнее.
«Лесенка» — наиболее простой и популярный вариант грунтозацепов. Именно такую форму чаще всего выбирают при самостоятельном изготовлении цепей противоскольжения. «Лесенка» представляет собой продольные цепи, устанавливаемые на боковины колеса и соединенные поперечными участками. Внешне такая форма напоминает веревочную лестницу, отчего и получила свое название. Она обеспечивает надежное сцепление со скользким грязевым покрытием, однако недостаточно надежна при движении по заснеженной местности.
Из-за своего устройства и небольшой площади контакта с покрытием лесенка имеет недостатки.
- Продольно-поперечное положение цепей способствует окапыванию автомобиля.
- Параллельное расположение соединительных ветвей снижает поперечную устойчивость авто.
- Форма «лесенки» способствует повышенной нагрузке на трансмиссию автомобиля.
Из-за своих характеристик «лесенка» больше подходит для летней эксплуатации и преодоления грязевых участков. На заснеженном покрытии такой грунтозацеп может подвести, так как окапывание может привести к тому, что автомобиль сядет на «брюхо». В таком случае без буксира точно не обойтись.
Второй вариант формы рисунка — ромб. Его можно назвать вариантом «лесенки», только в этом случае поперечные ветви расположены не параллельно, а образуют ромбовидный рисунок. Благодаря такой форме значительно повышается проходимость, в том числе и на заснеженных участках — «ромб» гораздо меньше склонен к закапыванию. Грунтозацепы подобной формы часто используется в зимний сезон. Ими обычно оснащаются серьезные полноприводные внедорожники, чьей стихией является настоящее бездорожье.
Третий вариант грунтозацепов — «соты», являющийся разновидностью ромба. В этом варианте колесо обматывается перекрещивающимися ветвями, расположенными по диагонали. Получаются своеобразные соты, благодаря чему подобный вариант грунтозацепов и получил свое название. Как и «ромб», «соты» обеспечивают отличное сцепление с покрытием и поперечную устойчивость, однако препятствуют развитию относительно высокой скорости. «Соты» также используются для преодоления заснеженных и скользких участков в зимний период.
Перечисленные варианты форм цепей противоскольжения не являются единственными: также в продаже можно найти грунтозацепы в форме диагональных линий, треугольников и т. д. По своим характеристикам они различаются: «треугольники» отлично показывают себя на снегу, но плохо на грязи, «диагонали» же более универсальны.
Цепи и браслеты противоскольжения: что лучше
В качестве альтернативного варианта можно приобрести не цепи, а браслеты противоскольжения. Они имеют свои преимущества и недостатки в сравнении с цепями, поэтому следует подробнее остановиться на их устройстве.
Браслеты противоскольжения представляют собой отдельные металлические или резиновые цепи, устанавливаемые на колесо не продольно, а поперечно. На каждое ведущее колесо устанавливается по три браслета — именно такое число является оптимальным, так как большее или меньшее число браслетов на колесе снижают сцепление шины с покрытием.
Закрепляются браслеты с помощью прочных ремней, проходящих через отверстие колесного диска и фиксируемых замком. В итоге получается довольно простая конструкция, которую легко устанавливать и демонтировать. Делать это можно даже на колесах, которые уже увязли на скользком покрытии.
Можно отметить явные плюсы браслетов, благодаря которым они имеют преимущество перед цепями противоскольжения.
- Легкость и скорость установки. Цепи необходимо устанавливать еще перед преодолением препятствия, браслет можно монтировать на уже увязшее колесо.
- Браслеты можно установить без вывешивания колеса с помощью домкрата.
- Небольшие размеры. Найти место для браслетов даже в небольшом багажнике не составит проблем. Цепи гораздо более громоздки.
- Универсальность — браслет одной размерности может использоваться на колесах разных диаметров. Поэтому можно одолжить их знакомому, оставить себе после смены автомобиля и т. д. Цепи менее универсальны и должны точно соответствовать диаметру колес автомобиля.
- Стоимость — браслеты в несколько раз дешевле, чем цепи.
Минус у браслетов в сравнении с цепями только один, но он может быть критическим. Цепи противоскольжения позволяют преодолевать намного более серьезное бездорожье, проходимость автомобилей в браслетах существенно ниже. Цепи — гораздо более серьезный инструмент для преодоления бездорожья и могут выручить в таких ситуациях, в которых браслеты будут бессильны.
Цепи противоскольжения — отличный автомобильный аксессуар, предназначенный для преодоления сложных участков покрытия. Однако никакая цепь не выручит на очень глубоких участках грязи или снега, либо том случае, если автомобиль уже закопался и готовится сесть на днище. Поэтому даже обладая грунтозацепами, при выезде на бездорожье не стоит забывать в дорогу походный набор автомобилиста: лопату, топор и буксировочный трос.