Троением называют неравномерную работу движка, сопровождающуюся тряской и характерным посторонним звуком (стуком). Особенно часто оно встречается после на холостых оборотах в холодное время года. Причиной троения является недостаток топлива в цилиндрах или его не полное воспламенение при впрыске в камеру сгорания.
Почему топливо не воспламеняется
Неполное воспламенение смеси в цилиндрах может быть связано с двумя причинами:
- недостаточной компрессией в одном или нескольких цилиндрах мотора;
- проблемами со свечами накаливания.
Воспламенение в цилиндре дизельного мотора обеспечивается динамическим сжатием воздуха. Чтобы топливная смесь воспламенилась, необходимо достижение определенного уровня давления, повышающего температуру воздуха в камере сгорания.
Снижение компрессии означает, что в цилиндре не достигается температура, необходимая для воспламенения. Причиной недостаточной компрессии является увеличение зазоров между элементами цилиндропоршневой группы, а также между клапанами газораспределительного механизма. В итоге после впрыска топлива в цилиндр с недостаточной компрессией оно не сгорает в полном объеме либо вовсе не воспламеняется.
Если зазоры между элементами цилиндропоршневой группы невелики, то после прогрева двигателя они уменьшаются, уровень компрессии восстанавливается, а топливо начинает сгорать ровно. В итоге троение прекращается. Поэтому при недостаточной компрессии характерно троение именно на непрогретом движке на холостых оборотах. Если же износ элементов цилиндропоршневой группы достаточно велик, то троение не прекращается и на прогретом моторе.
Другой причиной плохого воспламенения топлива являются проблемы со свечами накаливания. При этом симптомы проблем схожие: также наблюдается троение на холостых оборотах после запуска, исчезающее по мере прогрева мотора. Вышедшая из строя свеча накаливания не поддерживает необходимую для воспламенения топлива температуру в цилиндре. После прогрева температура воздуха в цилиндре поднимается до необходимой для возгорания благодаря воздействию соседних цилиндров, а двигатель перестает хранить.
Еще одна проблема связана с дополнительной функцией свечи накаливания. Топливо, попадая в цилиндр, ударяется о свечу и лучше распыляется в цилиндре. Благодаря этому достигается полное перемешивание топлива с воздухом, что способствует лучшему сгоранию топливно-воздушной смеси. При выходе из строя нагреваемого стержня свечи накаливания топливо перестает эффективно смешиваться с воздухом, а движок начинает троить.
Почему не хватает топлива в цилиндре
Другие проблемы с троением дизельного мотора связаны с недостаточным уровнем топливной смеси, поступающей в цилиндры мотора. В этом случае троение проявляется и на горячем двигателе и сопровождается обильным белым дымом из выхлопной трубы. Его появление связано с попаданием охлаждающей жидкости в камеры сгорания.
Причинами троения при таких признаках могут быть следующие неисправности:
- выход из строя или засорение форсунок;
- неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Форсунки дизельного двигателя подают топливо в цилиндр в строго отведенной дозе по определенной схеме. Засорение форсунок возможно по причине плохого качества дизельного топлива или несвоевременной замены фильтра тонкой очистки. В результате топливо подается в цилиндры мотора неравномерно и движок начинает троить.
Также троение может быть вызвано неисправностью топливного насоса высокого давления (ТНВД). Именно этот узел отвечает за подачу равномерных доз топлива в строго определенные моменты. Износ ТНВД приводит к недостаточному давлению в топливной системе и снижению интенсивности впрыска топлива в цилиндры. ТНВД просто не может продавить достаточную дозу топлива через форсунки. В результате опять-таки происходит троение двигателя.
Чаще всего в ТНВД выходит из строя плунжерная пара. Со временем ее износ приводит к тому, что дизель вовсе перестает заводиться, так как топливо перестает поступать в цилиндры. При этом иногда запуск мотора с толкача или на горячую возможен, но при запуске с места двигатель не отзывается на поворот ключа. Также проблемы ТНВД могут быть связаны с топливопроводом, тогда троение движка будет постоянным из-за утечек топлива.
Третья причина троения, связанная с ТНВД, связана с неверно настроенным впрыском топлива. На многих моделях автомобилей ТНВД оснащается устройством, позволяющим поднимать обороты при холодном запуске, благодаря чему происходит опережение впрыска — топливо поступает в еще непрогретый мотор. По мере нагревания двигателя обороты снижаются до стандартных значений. При нагрузке, наоборот, происходит задержка впрыска для полного сгорания топливной смеси.
По мере износа ТНВД подобная схема работы нарушается. Угол опережения впрыска топлива перестает соответствовать оборотам коленвала. В результате топливо перестает попадать в цилиндры своевременно и дизель начинает троить. При этом эффект может возникать по мере роста оборотов и нагрева двигателя, то есть «на холодную» мотор работает исправно, а «на горячую» начинает троить.
Устранение неисправностей
Для устранения неисправности необходимо сначала ее диагностировать. Для этого нужно определить, в каком точно цилиндре кроется проблема. Сделать это можно с помощью диагностики на сервисе, однако существует и старинный проверенный способ — поочередное снятие высоковольтных проводов со свечей накаливания.
Автомобиль нужно завести и держать на 1500 Об/мин. Затем поочередно нужно снимать провода со свечей. Если после снятия меняется звук работы двигателя — цилиндр в порядке, если звук не меняется, то он не работает. Снимать и надевать высоковольтные провода нужно с осторожностью, используя перчатки и деревянную или резиновую подставку под ноги для заземления.
Недостаток компрессии выявляется с помощью манометра. Для решения проблемы придется ремонтировать мотор, в том числе возможна и расточка блока цилиндров.
Определить выход из строя свечи накаливания можно визуально по наличию нагара либо при помощи тестера. При неисправности свечей накаливания они просто меняются на новые.
Определить выход из строя конкретной форсунки можно просто поменяв ее местами с соседней. Если после этого не работает уже соседний цилиндр, то виновна именно форсунка. Решить проблему можно, попробовав чистку ультразвуком или отмачиванием в растворителе. Такой способ далеко не всегда помогает, так что проще заменить форсунку на новую.
Если в троении виновато опережение впрыска топлива, то можно попробовать отрегулировать ТНВД, чтобы изменился угол опережения зажигания. Можно добиться того, что троение будет возникать только на холодном моторе, а по мере его прогревания оно исчезнет.
Тяжелее всего автовладельцу придется в случае, если троение связано с износом ТНВД. В этом случае, вероятнее всего, придется менять плунжерную пару, а то и сам узел в сборе. Самостоятельный ремонт ТНВД достаточно проблематичен.
Троение двигателя — распространенная проблема дизельных моторов. В этом случае необходимо как можно быстрее выяснить причину проблемы и приступить к ее решению. При троении один из цилиндров работает некорректно или вовсе не функционирует, что приводит к повышенной нагрузке на остальные цилиндры и быстрому износу цилиндропоршневой группы.