Оглавление
Из всех конструкций ворот, монтируемых в гараж, убирающаяся под потолок створка отличается особым удобством. Такой механизм характеризуется отсутствием громоздкости и повышенной надежностью, но в заводском исполнении цена на изделие достаточно высокая. Изготовление подъемных ворот своими руками позволит за меньшую цену получить те же качества, характерные для промышленных образцов: надежную защиту от взлома, прочность, удобство в пользовании и хорошую теплозащиту.
Виды и устройство
Заводские или самостоятельно изготовленные ворота бывают двух видов:
1. Подъемно-секционные, состоящие из набора секционных панелей, соединенных в единое полотно. Их размер достигает полутора метров, и собраны они в отдельные секции. В момент открытия происходит сворачивание секций под потолок, а при закрытии образуется сплошное полотно. Панели изготавливают из древесины, пластмассы или металла с заполнением изнутри утеплителем, в качестве которого выступает полиуретан.
Секции соединяются шарнирными петлями, удерживающими панели, которые выполнены из нержавеющего металла, что продлевает изделию срок эксплуатации.Главные недостатки конструкции – слабая защита от взлома и сложность установки, что обуславливают выбор людей в пользу второго вида гаражных ворот.
2. Подъемно-поворотные. Выполнены в виде сплошной створки, которая поднимается, не сворачиваясь, при помощи рычажно-шарнирного механизма. Эта разновидность ворот отличается повышенной прочностью в сравнении с секционной, и надежно защищает помещение от взлома. Конструкция состоит из коробки, подъемной створки и механизма открытия. Каркас выполняется из деревянных или стальных балок, смонтированных в проем с установленными внутри направляющими профилями. Поднятие полотна приводятся в действие открывающим механизмом.
Выбор экономного варианта подъемных ворот
Подъемно-секционные ворота отличаются сложностью устройства, и единственным способом потратить меньше средств без внесения компромиссов в саму конструкцию – это самостоятельно смонтировать полный комплект механизма ворот. Остальные варианты предполагают упрощение конструкции, что ведет к снижению комфорта использования:
- Отказ от механического привода, что сокращает расходы, но лишает удобства эксплуатации.
- Уменьшение размера проема, ориентируясь на минимальное число панелей, и подогнав ширину и высоту под эти размеры.
- Использование недорогих материалов для декора и отказ от панелей с боковым остеклением.
Существенный способ сэкономить – это выбор поворотно-подъемного типа ворот. Менее сложная конструкция делает возможным ее установку своими силами. При выполнении работ своими руками затраты пойдут только на закупку необходимых материалов.
Принцип работы
Конструкция ворот подъемно-поворотного типа отличается простотой устройства и состоит из полотна, рамы и направляющих, при помощи которых она поворачивается с вертикального в горизонтальное положение. В момент открытия работает роликовый механизм с подъемными рычагами, при помощи которых створка перемещается по направляющим к потолку гаража, а ее нижняя часть образует козырек над проемом входа в гараж. Компенсационные пружины при закрытых воротах находятся в растянутом положении, а при открытых – в свободном состоянии.
Механизм открытия бывает следующих типов:
1. Шарнирно-рычажный. Отличается надежностью и простотой, что обуславливает его широкое применение при самостоятельном изготовлении и установке ворот. Обеспечивает простое движение створки и предотвращающий ее блокировку. При этом требует тщательной регулировки натяжения пружин и высокой точности при монтаже направляющих.
2. С наличием противовесов. Состоит из закрепленного по нижним углам рамы троса, проходящего через блок, и противовеса на противоположном краю лебедки. Механизм используется при установке массивных тяжелых ворот.
Преимущества и недостатки
Конструкция ворот подъемно-поворотного типа имеет следующие преимущества:
- Обеспечение надежной защиты от взлома из-за прочного цельного полотна.
- Высокая устойчивость к факторам воздействия внешней среды (при использовании материалов, согласно технологии).
- Не требует места в процессе открывания и не занимает полезное пространство.
- Оборудование ручной или автоматической системой открытия.
- Допускается облицовка любыми материалами, вставками и панелями.
- Может устанавливаться как в одинарных, так и двойных гаражах.
Недостатки данного типа ворот связаны с определенными особенностями самой конструкции, и выражаются в следующем:
- Возможность установки только в проемы прямоугольной формы.
- При открытии уменьшается высота проема (до 20 см).
- Отсутствие возможности ремонта участков полотна. При повреждении меняется весь элемент.
- Пружинный механизм рассчитан на невысокую массу конструкции. При устройстве теплоизоляции масса панели может потребовать дополнительной установки противовесов.
- Наличие щели между рамой и полотном. Недостаток частично устраняется при помощи резинового уплотнителя, но несмотря на это, конструкцию рекомендуют устанавливать исключительно в неотапливаемых помещениях.
Подготовка к самостоятельному монтажу
Работы по установке ворот начинаются с замера проема и подготовке эскиза, после чего составляется чертеж будущей конструкции. Лучший вариант- это использование готового чертежа, если размеры проема вписываются в стандартные размеры. Чертеж поможет увидеть, как будут выглядеть ворота, а также подобрать необходимые материалы и просчитать их стоимость.
Для создания конструкции понадобятся следующие материалы:
- Брусья из древесины для коробки и потолка.
- Металлические штыри.
- Уголки различного сечения на раму и рельсы.
- Швеллерный кронштейн.
- Металлический прут для регулятора напряжения.
- Пружина.
- Электропривод (если предусмотрена автоматизация подъема).
- Материалы для изготовления полотна конструкции.
Необходимые инструменты для выполнения монтажа: молоток, уровень, карандаш, набор отверток, сверел и гаечных ключей, дрель, болгарка, сварочный аппарат.
Выполнение монтажа ворот
Монтаж подъемных ворот осуществляется в следующем порядке:
- Сборка коробки ворот из вертикальных и поперечных брусьев, соединяемых уголками или металлическими пластинами.
- Заглубление нижней части коробки при помощи бетонной стяжки на 20 мм и фиксация ее металлическими штырями.
- Сборка и обшивка рамы.
- Изготовление опоры из уголка. Для фиксации к стойкам и установки кронштейна при помощи дрели проделываются отверстия. Изготовление пружинной опоры производится при помощи швеллерного кронштейна.
- Подготовка стальной пластины и соединение с ее помощью кронштейна и подходящей по параметрам пружины. Крайние витки пружины выгибаются подобно зацепам, а в нижней части подсоединяется металлический прут, выполняющий роль контроллера натяжения.
- Монтаж нижнего шарнирного угла. Для этого в уголке проделывается отверстие, а сам он приваривается к опорной раме, отступив от нижней грани до центра отверстия. Наличие такого промежутка позволяет расположить подъемный рычаг в требуемом месте шарнира.
- Крепеж пластины к торцу рычага и фиксация элементов сваркой.
- Подготовка рельса для перемещения полотна из пары уголков методом сваривания их по одному краю таким образом, чтобы промежуток между внутренними вершинами был равен 50 мм.
- Крепеж готовой рельсы к уже подготовленной пластине при помощи сварки, оставляя отступ 8 см. от оси направляющей детали до ребра поперечного изделия снизу. Второй конец рельсы крепится при помощи куска швеллера с отступом 15 см., который в свою очередь прикручивается болтом к потолочному брусу.
- Наклеивание резиновых уплотняющих элементов и компенсирующих накладок, повышающих устойчивость самодельных ворот.
- Фиксация полотна в коробке с контролем расположения направляющих: их положение должно быть строго вертикальным.
- После окончания монтажа конструкцию окрашивают, чтобы придать ей эстетичный вид. Труднодоступные места красят перед началом сборки.
Регулировку ворот осуществляют винтом натяжения пружины, при этом добиваются, чтобы створка сохраняла неподвижность при любом положении. Это контролируется степенью затягивания или ослабления гайки регулятора натяжения в пружине при верхнем, нижнем и промежуточном положении полотна. Если необходимо, меняют верхнюю точку крепления пружины перемещением шарнира регулировочной пластины в более высокое или низкое положение.
Я сам делал гаражныне ворота, но у меня они уходили не вверх, а влево. Без помощника сложно самому делать…
довольно тяжеловато качественно смонтировать одному но 2 вполне реально
принцип роботы довольно прост но установить с наскоку не выйдет , Подъемно розворотний имеют мне кажется больше преимуществ за счет своей как мне кажется прочности