Оглавление
В 90-х годах на дорогах хозяйничали братки-бандиты, а мобильная связь была по карману только их «хозяевам». В этой ситуации водителю-дальнобойщику можно было рассчитывать только на рацию, чтобы сообщить об опасности или попросить помощи. Эти времена уже давно прошли, на дорогах сейчас намного спокойнее и рации уже используются для более «мирных» целей.
Несмотря на значительный прогресс мобильной связи, далеко не во всех местах она доступна, да и желание операторов заработать больше денег на тарифах в роуминге, вынуждает водителей пользоваться радиосвязью.
Кроме того, в «радиобеседе» могут участвовать множество человек, что намного повышает ее информативность, если кто-то обращается с просьбой или вопросом.
Поэтому так популярны среди дальнобойщиков автомобильные рации.
Популярные модели
В большом ассортименте СиБи-радиостанций водители-дальнобойщики выделяют несколько основных марок:
Megajet mj-600 turbo
Станция работает с 220 каналами на частоте 26.965-27.855 МГц и приспособлена для отечественного климата. Имеет автоматическое шумоподавление ASQ и ЖК-дисплей.
Основные достоинства:
- мощная;
- компактная;
- можно подключить внешний динамик;
- приятный дизайн.
Недостатки:
- Низкое качество голоса на передаче.
Alan 48 Excel
Станция работает с 400 каналами и имеет большую выходную мощность. Имеет регулируемое шумоподавление, ESP2 и ЖК-дисплей. Память и сканирование для двух предустановленных каналов.
Основные достоинства:
- мощная передача;
- компактная;
- надежный прием;
- регулируемое шумоподавление.
Недостатки:
- Отсутствие русскоязычной инструкции.
MegaJet MJ-200+
Простая радиостанция со 120 каналами. Снабжена кварцевым фильтром и энергонезависимой памятью.
Основные достоинства:
- двойное сканирование;
- энергонезависимая память;
- регулировка чувствительности
Недостатки:
- слабые ручки регулировки.
President Teddy ASC
Простая радиостанция со 220 каналами. Имеет большой дисплей с подсветкой.
Основные достоинства:
- удобное управление;
- большой диапазон частот (Россия+Европа);
- высокая чувствительность;
Недостатки:
- шумоподавитель подавляет слабые сигналы.
MegaJet MJ-650
Мощная (8Вт) радиостанция с 240 каналами. Снабжена энергонезависимой памятью, возможностью установки 4 каналов для быстрого доступа, автоматическим шумоподавлением ASQ.
Основные достоинства:
- удобное управление;
- два шумоподавителя;
- большой диапазон частот (Россия+Европа);
- качественный звук;
Недостатки:
- на большой громкости резонирует корпус.
Диапазон связи
Для гражданской радиосвязи во всем мире выделен диапазон 27 МГц. На английском языке этот диапазон называется «Citizen`s Band», сокращенно CB. Поэтому радиостанции, его использующие, называются так же – CB, что произносится по-русски «СиБи».
В Советском Союзе этот диапазон был выделен для связи в самом конце 1988 года, 30 декабря. Тогда на радиостанции этого диапазона накладывались жесткие ограничения по мощности, их требовалось регистрировать в «компетентных органах», видимо, с целью затруднить общение с «заграницей».
Сегодня требования к аппаратуре весьма лояльны и не отличаются от зарубежных. Так, по постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 № 837 регистрировать ее нужно только в том случае, если антенна устройства направленного типа, а мощность станции больше 10 Ватт.
Инспекторы ГИБДД не имеют права проверять рацию и документы на нее, так как она не входит в их юрисдикцию.
Выбор радиостанции
Приобретая аппаратуру для СиБи-связи, нужно обращать внимание на ее главные параметры:
- рабочий диапазон;
- дальность связи.
Остальные функции можно подбирать, опираясь лишь на финансовые возможности.
Мощность и радиус действия
Эти параметры можно считать главными при выборе радиостанции. Модели средней ценовой категории работают на расстоянии 5-7 километров (на открытой местности), более дорогие могут покрыть расстояние до 20 километров.
Если аппарат приобретается для поездок по федеральным и региональным дорогам, то можно ограничиться и небольшим радиусом действия – по ним проезжает множество автомобилей и большой дальности связи не требуется.
Другое дело, если маршруты пролегают по удаленным безлюдным регионам. В этом случае предпочтение следует отдать моделям, обеспечивающим надежную дальнюю связь. Можно воспользоваться специальными усилителями, позволяющими «разогнать» мощность до 100-200 Вт.
Рабочий диапазон
Диапазон 27 МГц поделен на 40 каналов, предназначенных для различных целей. Радиостанции, предназначенные для общения водителей, используют 19 канал с частотой 27.130 МГц (в России) или 27.135 (в Европе, Белоруссии и Украине)
На этих каналах работают все модели станций, продающиеся в России.
Существует негласная традиция, что водители-дальнобойщики общаются на частоте 27.130 МГц, а водители легковушек – на частоте 27.135 МГц. Это позволяет уменьшить шум и «толпу» в эфире.
Антенна
Половина успеха связи зависит от антенны. Для СиБи-диапазона разработано множество различных устройств:
- короткие;
- длинные;
- врезные;
- с крепежом;
- на магните;
- базовые и т.д.
Основные правила установки антенн:
- Антенна должна устанавливаться на надежную массу. Не имея хорошего заземления, она может потерять до 30% своей эффективности.
- Чем выше установлена антенна, тем большую дальность связи будет иметь рация. Установка на уровне бампера снижает эффективность ее работы до 40%. Лучшее место – центр крыши или сразу за ней.
Длинные антенны
Для наиболее дальней и качественной связи требуются антенны с длинным штырем. Выпускаемые модели предназначены для длины волны 11 метров, поэтому их собственная длина составляет около 2 метров. Они обеспечивают усиление до 5-6 дБ, давая возможность работать передатчикам с мощностью до 1,5 кВт.
Такие антенны снабжены большой тяжелой катушкой, поэтому их приходится жестко закреплять на кузове, либо врезая в него, либо устанавливая на крепеж.
Среди популярных моделей длинных антенн можно отметить следующие:
- Lemm AT-3001 Turbo Star;
- Lemm AT-2001 Turbo;
- Sirio 5000 Performer;
- Sirio HI-Power 4000;
- Optim CB-2001.
Обратите внимание! Длинные антенны на большегрузах нередко ломаются, так как цепляются за различные препятствия.
Короткие антенны
Коэффициент усиления у таких моделей ниже – 1,5-3 дБ. Это связано с их меньшей длиной по сравнению с антеннами предыдущего класса – 0,9-1,7 м. Соответственно, меньше и расстояние, на котором эти модели гарантируют надежную связь – 5-7 километров. Такие антенны меньше задевают за препятствия на дороге и визуально смотрятся немного лучше – автомобиль с ними не напоминает троллейбус.
Несмотря на меньшие рабочие характеристики, техническая надежность их работы не уступает длинным антеннам. Следующие модели зарекомендовали себя на российском рынке:
- Lemm AT-1000 Eagle;
- Lemm АТ-72;
- Alan 9+;
- Sirio Turbo-3000;
- Sirio Super 9.
Укороченные антенны
К этому классу следует отнести антенны с еще более коротким штырем – 0,65-0,7 м. Они дают возможность свободно миновать мосты, крытые парковки, не опасаясь поломки.
Естественно, такая короткая длина не позволяет связываться на большие расстояния, ее хватает только на 3-5 километров, ведь усиление не превосходит 3 дБ. Впрочем, для поездок по основным трассам и в городе этого достаточно.
Такие антенны практически незаметны и не нарушают дизайн машины. На российском рынке можно найти следующие модели:
- Lemm AT-1002 MiniTurbo;
- PARUS MA-102;
- Anli AT-3C;
- Sirio T3 27 mag.
Антенны на магните
Если требуется возможность быстро установить и снять антенну, то необходимо присмотреться к моделям на магнитном основании. Длина штыря в этом случае может быть любой. Для грузовиков такие антенны приобретают редко – велика возможность того, что она отвалится от вибрации или при контакте с каким-то препятствием.
Наиболее популярны следующие антенны на магнитном основании:
- Alan ML 145;
- Optim 1C-100;
- MegaJet ML-145 MAG;
- Optim CB-82 MAG.
Любое устройство гражданского диапазона не может дать бесперебойную связь без помех. Поэтому ждать от автомобильных СиБи-станций чудес не стоит. Придется найти компромисс между стоимостью и качеством связи. И переплачивать за возможности, которые не будут использоваться, не стоит.