Оглавление
Одна из проблем инжекторной топливной системы автомобиля — загрязнение форсунок, которое значительно сказывается на КПД двигателя автомобиля. Для того чтобы топливо в правильных дозах и в нужные циклы подавалось в цилиндры двигателя, рекомендуется промывка форсунок очищающими жидкостями или с помощью ультразвука.
Назначение и устройство форсунок
Подавляющее число современных автомобилей использует инжекторную систему подачи топлива в цилиндры двигателя или во впускной коллектор. Впрыск топлива в цилиндры мотора происходит посредством форсунок, также именуемых инжекторами. Топливо, поступающее в форсунку, за счет давления в несколько сотен или тысяч атмосфер впрыскивается непосредственно в камеру сгорания цилиндра двигателя.
Различается несколько видов инжекторной системы подачи топлива.
- Центральный впрыск, когда топливо через форсунку попадает во впускной коллектор, откуда поступает в цилиндры. В этом случае у двигателя всего одна форсунка, размещаемая на месте карбюратора. Эта надежная и неприхотливая система отличается низкой экологичностью, поэтому в настоящее время практически утратила позиции.
- Распределенный впрыск топлива в цилиндры мотора. В этом случае каждый цилиндр оборудован индивидуальной форсункой, через которую подается топливо. Управление форсунками происходит посредством микроконтроллера, который определяет длительность и момент открытия форсунки. Существует несколько видов распределенного вида, различающихся фазами открытия форсунок для подачи топлива.
Сама по себе форсунка представляет собой клапан, состоящий из сопла и топливного канала. Посредством входного штуцера высокого давления топливо попадает в канал форсунки. Открытие и закрытие форсунки управляется микроконтроллером, который подает сигнал на жиклер. Когда жиклер открывается, топливная смесь через отверстия сопла попадает в цилиндр мотора или во впускной коллектор.
Различается несколько видов автомобильных форсунок в зависимости от их принципа работы:
- электромагнитные форсунки (применяются в бензиновых автомобилях);
- электрогидравлические форсунки (дизельные двигатели);
- пьезоэлектрические форсунки (применяется в дизельных автомобилях системы Common Rail).
Что такое загрязнение форсунок?
Кроме своих неоспоримых преимуществ инжекторная система подачи топлива имеет и недостатки. Одним из них является высокие требования к качеству топлива и его фракционному составу. Как и любая химическая жидкость, бензин или дизельное топливо состоят из нескольких фракций, которые и загрязняют инжекторы. Да и качество бензина или дизельного топлива, к сожалению, оставляет желать много лучшего.
Основное загрязнение форсунок происходит в момент, когда двигатель заглушен. В то время, как топливо перестает попадать из инжектора в цилиндр мотора, его незначительная часть покрывает поверхность детали пленкой. Из-за того, что поверхность в процессе работы нагревается, под воздействием температуры часть топлива испаряется, оставляя тяжелые фракции на поверхности. В результате длительной эксплуатации на ней образуются смолистые отложения, которые, накапливаясь, постепенно уменьшают диаметр сопла форсунки. Так как давление топлива в форсунке постоянное, а датчик управления регистрирует уменьшение кислорода в выхлопе, то последствием закоксовывания просвета сопла является увеличение времени открытия форсунки.
В результате загрязнения канала и сопла форсунок происходит:
- снижение производительности двигателя;
- появление разницы в производительности между отдельными форсунками;
- ухудшается качество впрыска топлива и обедняется топливная смесь.
Признаки загрязнения форсунок
Определить необходимость промывки форсунок можно по следующим характерным признакам:
- затруднения с пуском двигателя, особенно в холодное время года;
- нестабильная работа мотора на холостом ходу;
- потеря мощности;
- значительно увеличившийся расход топлива;
- провалы при резком ускорении;
- увеличившаяся токсичность выхлопа;
- появление детонаций, особенно при разгоне;
- нестабильное зажигание;
- поломка каталитического нейтрализатора, лямбда-зонда, выход из строя свечей зажигания;
- хлопки при выхлопе.
Наличествующие признаки еще не обязательно означают засорение форсунок, так как симптомы схожи с другими неисправностями топливной системы автомобиля. Однако проявление признаков в комплексе и длительная эксплуатация авто является фактором для проверки форсунок и последующей промывки.
Промывка форсунок
Промывка инжекторов позволяет очистить форсунки от продуктов испарения топлива, топливной пленки и смолистых отложений. В современной практике применяется два основных вида промывки инжекторов:
- промывка жидкостью без демонтажа форсунок с автомобиля;
- ультразвуковая промывка форсунок, при которой они снимаются с автомобиля.
Промывка форсунок на стенде
При промывке форсунок на стенде топливная рампа вместе с форсунками демонтируется с автомобиля и промывается ультразвуком на специальном стенде. На первом этапе форсунки промываются в щадящем режиме в течение 10 минут, затем проводится проверка производительности распыления форсунок. При необходимости процедура повторяется, пока разница в производительности между всеми форсунками не составит от 1 до 3 %. Неоспоримым плюсом такого способа является возможность проверки работоспособности инжекторов на стенде и то, что промывка ультразвуком позволяет промыть даже самые запущенные форсунки, которым не помогает жидкостная промывка.
К недостаткам данного способа относится то, что ультразвуковая промывка может повредить форсунки, поэтому процедура обычно начинается в самом щадящем режиме. Следует с осторожностью подходить к увеличению мощности подачи утльразвука, так как это может непоправимо повредить инжекторы. Также после проведения очистки придется менять уплотнительных прокладок форсунок.
Промывка форсунок жидкостью
При промывке форсунок жидкостью промывочная установка подключается прямо к инжектору посредством штуцеров. Двигатель автомобиля при этом работает на холостом ходу на смеси топлива и промывочной жидкости. При таком подходе кроме форсунок также промывается топливная рампа, а бензонасос, бензобак и топливные магистрали исключены из схемы.
На первом этапе продолжительностью 20 минут движок работает на холостом ходу без подгазовки, на втором обороты в течение 20 минут поднимаются до показателей в 2500 –3000 Об/мин. Заключительный этап предполагает отключение промывочной установки и работу мотора около 10 минут на холостом ходу для удаления промывочной жидкости из цилиндров мотора. Для промывки используются различные промывочные жидкости известных производителей: LIQUI MOLY, Carbon Clean и другие.
К минусам такого варианта можно отнести то, что после промывки необходима замена свечей зажигания и моторного масла. Также далеко не все двигатели хорошо переносят работу на смеси топлива и промывочной жидкости. И третьим недостатком считается невозможность применения этого способа промывки на автомобилях с непосредственным впрыском топлива в цилиндры.
Как часто нужно промывать форсунки?
Главное показание для промывки форсунок — не пробег, а именно признаки загрязнения, описанные выше. Однако даже если явных симптомов засорения инжекторов нет, то рекомендуется проводить процедуру очистки форсунок примерно каждые 30–40 тыс. км пробега. При этом примерно на 80–100 тыс. км пробега большинство производителей рекомендует замену форсунок, так как их производительность падает на цифры до 50 %. Поэтому в реальности за свой «жизненный цикл» форсунка промывается один или максимум два раза.
Профилактика загрязнения форсунок
Самостоятельная чистка форсунок в целом возможна, но в отдельных случаях может даже повредить автомобилю и форсункам в частности. Даже если и удастся промыть загрязненные форсунки самостоятельно, то большая часть отложений может остаться на фильтрах инжекторов, что не только не решит проблему, но и, скорее, усугубит ее. Поэтому при сильно загрязненных форсунках лучше доверить проведение этой процедуры профессионалам, а не пытаться провести ее самостоятельно.
Однако в качестве профилактической меры самостоятельная промывка форсунок вполне допустима. Для нее используются многочисленные присадки для топлива, которые не только промоют сами инжекторы, но и «почистят» всю топливную систему: от бака до цилиндров мотора. Присадку можно заливать примерно каждые 5 –6 тыс. км пробега.