Оглавление
В двигателе автомобиля головка блока цилиндров (ГБЦ) – один из наиболее нагруженных элементов силового агрегата, подвергающийся довольно сильному температурному воздействию. И одной из важных частей ГБЦ является прокладка, обеспечивающая герметичность между головкой и блоком цилиндров, а также в камерах сгорания и каналах системы охлаждения.
Чем грозит прогорание прокладки головки блока цилиндров
Пробой этого изделия – довольно неприятное и опасное явление: даже небольшая дырочка или трещина могут привести к печальным последствиям; а именно – капитальному ремонту двигателя. Произойдет это из-за утраты маслом смазывающих качеств, т. к. оно будет разбавляться охлаждающей жидкостью. А это быстро приведет к преждевременному износу цилиндро-поршневой группы.
Из чего изготавливают прокладку ГБЦ
Если в других узлах машины используются прокладки из специального картона или резины, то для головки применяется изделие из особых материалов и имеющее сложную форму. Материал должен быть достаточно прочным и жаростойким. Сегодня все герметизирующие прокладки можно разделить на пару больших групп.
- Неметаллические. Бывают двух типов: асбестовые и безасбестовые. В первом случае прокладку изготавливают из листового материала. При этом все отверстия (под цилиндры и крепеж) по кромке выреза укрепляют металлическими кольцами. Также выпускают прокладки, сделанные из прессованной резины с добавлением графитового порошка и асбестовых волокон. Можно обойтись и без последних: в этом случае используются синтетика и каучук, спрессованные при высокой температуре. Такие прокладки несколько дороже рассмотренных выше, но зато имеют повышенную износоустойчивость.
- Металлические. Считаются наиболее распространенными. Материалом для их изготовления служит листовая медь (дорогой вариант), либо тонкая листовая сталь. Чтобы добиться лучшего уплотнения, участки, соприкасающиеся с плоскостями ГБЦ и блока цилиндров, покрывают составом из специальной резины. Металлические прокладки имеют более длительный эксплуатационный срок, по сравнению с асбестовыми. Тем не менее, дефекты могут появиться в изделиях обоих типов.
Причины повреждения прокладки
Чаще всего это постоянная эксплуатация силового агрегата на пределе его возможностей, что вызывает перегрев мотора и деформацию (иногда разрыв) прокладки. Есть и иные причины, среди которых стоит отметить:
- несоответствующее качество топлива;
- чрезмерная степень сжатия смеси;
- неверная регулировка системы зажигания (у свечей не то калильное число);
- слабая затяжка фиксирующих болтов.
Симптомы прогорания прокладки головки блока цилиндров
Каковы основные признаки пробоя?
Пена
Она появляется на щупе, служащего для контроля над уровнем масла в картере двигателя, а также на заливной горловине. Бывает и так, что в ходе обследования выясняется, что прокладка целая: значит, причина – в появлении трещины в самом блоке цилиндров.
Белый дым
Он появляется из глушителя при работе двигателя на любых режимах (при целой прокладке в ходе прогрева машины зимой тоже будет светлый выхлоп, но это – нормально). Подобное явление говорит о том, что в цилиндры силового агрегата проникла охлаждающая жидкость. В этом можно убедиться, если проверить ее уровень в бачке: количество антифриза будет меньше, чем это положено по инструкции.
Пятна масла
Их можно заметить на поверхности антифриза в радиаторе или бачке. Понятно, что ГСМ в системе охлаждения быть не должно. Также обратите внимание на возможное появление воздушных пузырьков в том же бачке или радиаторе. Их наличие говорит о проникновении в охлаждающую жидкость выхлопных газов. Но здесь необходимо помнить: небольшое количество пузырьков может образоваться при обычной замене антифриза, а вот если он постоянно «пузырится», то есть повод задуматься о целостности прокладки ГБЦ.
Прорыв отработанных газов
Также можно отметить еще одну причину отсутствия герметичности между блоком и головкой. Это неправильная затяжка крепежа. Она должна осуществляться в строгом порядке, описанном в инструкции к автомобилю. Определить, что герметизирующий элемент поврежден из-за проникновения в охлаждающую жидкость газов можно после извлечения прокладки — по разрушенным перемычкам, расположенными между отверстиями под цилиндры.
Как заменить прокладку головки блока цилиндров
Алгоритм работ в принципе на всех автомобилях одинаковый. Разница заключается лишь в порядке закручивания болтов и значении затяжного момента (для этого понадобится динамометрический ключ). Эти параметры, как правило, указываются в инструкции по эксплуатации автомобиля. Сначала снимите все дополнительное оборудование, закрепленное на головке блока цилиндров. Далее демонтируйте клапанную крышку и распределительный вал.
Получив доступ к болтам, фиксирующим головку, тщательно протрите их резьбу – в противном случае из-за грязи гайка будет идти туго, что может привести к срыву ключа (повредятся грани метиза) или порче резьбы. Крепеж раскручивайте, начиная с середины. При этом на первоначальном этапе равномерно ослабьте все крепления на 0,5-1 оборота.
Когда крепеж будет снят, демонтируйте ГБЦ и установите новую прокладку: она центрируется посредством специальных втулок, закрепленных на блоке. Сборку производите в обратном порядке. Затяжку крепежа осуществляйте в том порядке и с таким усилием, какие предписаны компанией-изготовителем.