Оглавление
Современные двигатели, в отличие от их прежних собратьев, не могут похвастаться долговечностью. Легендарные дизельные движки, без проблем бегавшие по 1 миллиону километров, кажется, навсегда ушли в прошлое. Возможно, одной из причин этого стало намеренное снижение ресурса в маркетинговых целях. Решить эту проблему и немного продлить ресурс призваны различные присадки для дизельного мотора.
Разновидности присадок для двигателя
Разнообразие и выбор присадок для дизельных движков может поразить любого автомобилиста, впервые присматривающего средство автохимии для своего «железного коня». Однако все из них можно сгруппировать их по своему назначению. Существуют комплексные присадки, сочетающие в себе сразу несколько назначений, но наилучшего эффекта можно добиться, применяя присадки направленного действия. Многие присадки являются универсальными, подходящими и для бензиновых, и для дизельных авто. Однако некоторые из них предназначены исключительно для применения в машинах с дизельными движками. Среди них можно отметить следующие присадки:
- цетан-корректоры — повышают цетановое число дизельного топлива;
- для очистки топливной системы (ТНВД и форсунок);
- препятствующие износу;
- дегидрирующие присадки — удаляют излишнюю влагу из топливной системы;
- для раскоксовки (очистки от нагара поршневых колец);
- депрессорные (антигели для зимней погоды).
Присадки для повышения цетанового числа
Цетановое число — аналог октанового числа, применяемый для определения временного промежутка от впрыска дизельного топлива в цилиндр до момента его возгорания. Как и у октанового числа, для цетанового действует принцип: «Чем больше — тем лучше». Идеальное цетановое число составляет 100 — именно таким обладает сам гексадекан (цетан), являющийся эталоном.
С помощью присадок можно повысить цетановое число двигателя, то есть уменьшить период между поступлением топлива в цилиндр и его сгоранием. Однако излишне высокое цетановое число также вредит нормальной работе движка — топливо загорается слишком быстро. Это ведет к нарушению режима работы и неполному сгоранию смеси из-за вытеснения кислорода из цилиндра. Итогом становится повышенный расход топлива и увеличение вредных выбросов. В то же время повышать цетановое число необходимо. В топливной смеси низкого качества оно снижено, из-за чего повышается износ мотора и в нем появляется стук.
Современные дизельные двигатели рассчитаны на цетановое число 52, в то время как отечественная топливная промышленность готова поставлять дизельное топливо с цетановым числом не больше 48. Поэтому владельцы дорогих авто с дизельными силовыми установками буквально вынуждены использовать цетаноповышающие присадки. Их можно разделить на две основные группы:
- алкилпероксиды — более дорогие и эффективные;
- алкилнитриты, соответственно, наоборот — менее эффективны, зато дешевле.
Повышающие цетановое число присадки применяются при изготовлении дизельного топлива и на АЗС. Самостоятельное использование таких присадок осложняется сложностью расчета необходимой дозы. Однако если у автовладельца есть претензии к качеству местного топлива, то попробовать все же стоит. Особенно полезным будет просто иметь такую присадку в багажнике авто — в случае, если в бак будет залито низкокачественное топливо, добавление такой присадки быстро исправит ситуацию.
Используются подобные присадки очень просто — жидкость элементарно вливается в топливный бак, смешивание произойдет автоматически. На рынке представлено немало подобных жидкостей: от импортных (Liqui Moly, Castrol) до отечественных («Цетан-корректор BBF»).
Для очистки форсунок и ТНВД
Топливный насос высокого давления и форсунки движка — основа топливной системы дизельного автомобиля. Образующийся на них нагар, смолистые и углеродистые отложения засоряют систему и снижают стабильную работу движка. Последствием засорения является падение мощности авто и одновременно увеличившийся расход топлива.
Для очистки ТНВД и форсунок двигателя применяются специальные присадки. Очиститель заливаются прямо в горловину бака, однако делать это нужно перед заправкой машины на АЗС, при этом необходимо заправлять полный бак. По мере расхода смеси топлива и присадки должен проявиться ее эффект: очищение ТНВД и форсунок от смолистых отложений и нагара. Через 2-3 тыс. километров пробега процедуру необходимо повторить — оставшаяся во флаконе жидкость вливается по той же схеме. Преимущество таких очистителей состоит в том, что они подходят не только для обычных дизельных двигателей, но и для моторов с системой Common Rail.
Присадки-дегидраторы
Одна из проблем, с которой сталкиваются владельцы авто, это образование конденсата в топливном баке. С таким обычно сталкиваются водители, эксплуатирующие свое авто по максимуму. Также конденсат может образовываться, когда падает температура топлива. По итогу конденсат смешивается с самим топливом, что меняет его структуру. В холодное время года вода застывает, а образовавшийся лед образует пробки, забивающий топливопровод. Поэтому чаще всего такие присадки используются в северных регионах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Для удаления лишней влаги из топливного бака применяется дегидрирующие стабилизаторы. В большинстве своем это обычный этиловый или метиловый спирт. Вливается такая присадка прямо в топливный бак автомобиля. В результате химической реакции содержащаяся в топливной смеси и на стенках бака вода испаряется. Преимущество спиртовых дегидраторов состоит в том, что спирт не наносит вреда плунжерам ТНВД. К тому же применение этих растворов не только убирает воду из смеси и стабилизирует работу движка, но и снижает расход топлива. Во всяком случае об этом заявляют сами производители.
Однако постоянное использование спиртового раствора может наносить и вред. Все-таки топливная система и движок рассчитаны на применение дизельного топлива, а не спирта. Поэтому при длительном использовании могут прогорать клапаны и поршни движка. Выбор марок дегидраторов во многом традиционен — лидером среди них считается продукт от немецкой компании Liqui Moly.
Присадки для раскоксовки
Дизельные двигатели, как и их бензиновые собратья, со временем подвержены коксованию, то есть образованию нагара на кольцах поршневой группы. Обычно такой проблемой страдают двигатели автомобилей с большим пробегом, а также те машины, в которых заливалось некачественное масло. Также причиной может стать неполное сгорание топлива. В условиях России можно сказать, что постепенному коксованию подвергаются движки всех дизельных, да и не только автомобилей.
Раскоксовать двигатель можно в автосервисе, но для тех, кто предпочитает самостоятельно решить проблему, существуют специальные присадки для раскоксовки. Заливать химическое средство можно непосредственно в цилиндр движка через свечное отверстие. Предварительно необходимо снять дизельные форсунки. Естественно, все манипуляции нужно делать на прогретом, но неработающем двигателе. После снятия форсунок и заливки средства придется поменять уплотнительные шайбы форсунок. А через полсотни километров пробега после процедуры необходимо заменить моторное масло.
Заливка присадки для раскоксовки в форсунки — последний шаг перед поездкой в автосервис для полного перебора движка и удаления нагара вручную. В качестве альтернативы или дополнительного средства присадка добавляется в топливную и масляную системы автомобиля. Такая процедура менее эффективна, так что ждать особого результата не приходится. А вот заливка через форсунки достаточно часто дает неплохой эффект — количество нагара на поршневых кольцах значительно уменьшается.
Присадки-антигели для зимы
Все владельцы авто с дизельными движками знают, что это топливо является сезонным, то есть с наступлением холодов должен использоваться только зимний вариант дизеля. Сейчас для всех АЗС действует правило, что в продаже должно быть исключительно универсальное всесезонное топливо. Но в реальности далеко не все правила соблюдается, да и капризы отечественной погоды с резкими похолоданиями тоже могут подкинуть неприятный сюрприз. Помочь с проблемой залитого летнего топлива при низкой температуре поможет зимний антигель, он же депрессорная присадка.
При низкой температуре воздуха летнее топливо быстро густеет и в нем начинают образовываться взвеси с частицами льда и воды. Дальнейшее понижение температуры может приводить к кристаллизации и потере текучести топлива в баке и топливной системе. Под воздействием антигеля кристаллизация топлива останавливается, а улучшение текучести позволяет смеси эффективно проходить топливные фильтры.
Главный параметр, на который нужно обращать внимание при выборе антигеля, это показатель рамки отрицательной температуры (предельная температура фильтруемости). В качестве дополнительных особенностей каждого образца продукции можно отметить состав и, соответственно, количество вредных выбросов, а также стоимость и марку производителя.
Некоторые присадки, представленные на рынке, могут наносить вред движку. Причиной этого является излишняя «эффективность» — такие антигели помогают вместе с топливом проходить фильтры и обычной воде. Поэтому нужно обязательно обращать внимание на состав и марку и выбирать только проверенных производителей. К сожалению, к таким вредным присадкам относится большинство отечественной продукции, либо же, если присадка и работает, то проявляются ее побочные недостатки, например, снижение цетанового числа. Поэтому выбирать приходится из импортной продукции: Liqui Moly, ABRO или Hi-Gear. Среди отечественных марок можно присмотреться к Suprotec.