Оглавление
Моторное масло в двигателе всегда служило для водителей индикатором его состояния. Не менее информативным является показатель расхода масла, по которому легко определить необходимость ремонта силового агрегата и другие менее серьезные проблемы. Умение определять повышенный расход масла на подержанном автомобиле по характерным признакам поможет выбрать достойный экземпляр для покупки, а на личной машине пригодится для своевременного устранения поломок, характеризующихся перерасходом масла.
Признаки повышенного расхода масла двигателем
Все существующие на данный момент двигатели внутреннего сгорания для снижения износа трущихся частей используют масло. В процессе эксплуатации происходит его естественный расход, который в основном приходится на поршневую группу – масло сгорает, оставляя отложения на кольцах поршней и клапанах. Норма потребления масла у каждого двигателя своя, она указана в технической документации и зависит от конструктивных особенностей, заложенных в него конструкторами.
В подержанном автомобиле повышенный расход масла определяется по следующим признакам:
1. Двигатель дымит, причем цвет выхлопного газа имеет синеватый оттенок и запах горелого масла. Это свидетельствует об износе деталей поршневой группы или сальников клапанов.
2. Постепенное снижение мощности двигателя с одновременным падением компрессии в цилиндрах. При этом двигатель начинает плохо запускаться, особенно в холодное время года. Данные признаки также говорят об износе поршневой группы.
3. Если двигатель ест масло, но не дымит, значит утечка происходит по причине нарушенной герметичности прокладок и сальников двигателя. При этом под автомобилем и в моторном отсеке будут видны следы протекания масла.
4. В самом двигателе о перерасходе масла говорит состояние свечей с нагаром на электродах, а также низкая компрессия в цилиндрах. Заглянув внутрь маслоналивной горловины, и увидев там чистый или имеющий желтоватый оттенок двигатель, можно сделать вывод, что данный мотор масло не ест.
Почему двигатель ест масло?
Главные причины большого расхода масла в двигателе следующие:
- Износ или закоксованность поршневых колец, в результате чего масло перестает должным образом сниматься со стенок гильзы цилиндра, и сгорает вместе с топливом.
- Износ маслосъемных колпачков и направляющих втулок, установленных на клапанах газораспределительной системы.
- Повышенный износ гильзы цилиндра, при котором ее идеально круглая форма превращается в овал или приобретает конусность. В результате падает компрессия, а дым выхлопных газов имеет голубоватый оттенок.
- В двигателях, оснащенных турбиной, повышенный расход масла обусловлен износом втулок ротора турбины из-за пониженного давления в системе смазки.
- Использование масла низкого качества. При этом наблюдается повышенный износ трущихся деталей, перегрев самого двигателя и выход из строя резиновых частей, которые теряют эластичность и твердеют. В результате происходят утечки масла через прокладки и сальники в местах соединения деталей и узлов.
- Выход из строя системы вентиляции картерных газов, когда они начинают плохо очищаться от масла, которое через систему впуска воздуха попадает в цилиндры двигателя, где и сгорает.
- Возникновение трещин в блоке двигателя или головке, через которые масло уходит в систему охлаждения.
- Эксплуатация двигателя на предельных оборотах и агрессивный стиль езды, приводящий к снижению ресурса силового агрегата и повышенному расходу масла.
Большой расход масла на новых автомобилях
Как показывает практика, новые автомобили также не застрахованы от перерасхода масла. Основная причина этого – хонинговка цилиндра, при которой внутреннюю поверхность оставляют не идеально гладкой, а имеющую вид мелкой сетки. Такой рисунок задерживает часть смазки, которая после сгорает вместе с топливом. Также поршневые кольца нового двигателя еще не приработаны идеально, и в микроскопические зазоры проходит масло. Двигатель жрет масло до тех пор, пока не завершится обкатка, в течение которой его эксплуатация должна происходить в щадящем режиме.
Отдельные автопроизводители, в частности немецкие, изначально проектируют двигатель с нормой расхода масла 1 л. на 1 тыс. км, и он считается нормальным. Но более высокий расход будет свидетельствовать о неполадках в двигателе.
Делать выводы о повышенном расходе масла на двигателе, не прошедшем обкатку, не следует. Нужно дождаться ее завершения, и, если ничего не изменилось, проводить диагностику.
Меры по устранению повышенного расхода масла
Поломки в двигателе, из-за которых пропадает масло, в зависимости от трудоемкости и дороговизны устранения, делятся на простые и сложные. К сложным относят износ поршневых колец, стенок цилиндров, сальников и направляющих клапанов, прогорание и течь прокладки головки цилиндров. Данные неисправности устраняются после разборки двигателя, при этом ремонтируются все изношенные части, так как подобные мероприятия, относящиеся к капитальному ремонту силового агрегата, проводятся очень редко.
К простым поломкам относятся следующие:
- Утечка масла из-под масляного фильтра. Возникает при его недостаточном затягивании во время процедуры замены масла. Устраняется нормальной затяжкой корпуса фильтра.
- Течь из-под крышки головки блок цилиндров. Устраняется затяжкой болтов крышки, иногда с заменой прокладки.
- Ремонт или замена фильтра в устройстве отсоса картерных газов.
Очень важно использовать в двигателе рекомендованное производителем моторное масло, имеющее оптимальные характеристики вязкости при различных температурных условиях. При езде на автомобиле важно не эксплуатировать его в экстремальных режимах, провоцирующих снижение ресурса двигателя и перерасход масла.
Так же зависит от масла и его качества. И от срока службы двигателя, кто-то говорит что нужно переходить на синтетику после определенного пробега, ведь оно обладает моющими средствами.
Очень многое зависит от качества масла, я советую использовать синтетику, после пробега 6-10к километров.
Несколько месяцев назад столкнулся с подобной проблемой — мой старенький Golf «кушал» почти полтора литра на 1000км. при том что езжу я по трассе и довольно активно пришел к выводу, что выгоднее сразу поехать на диагностику и разобраться с движком (в моем случае это была утечка из-под поддона. Затраты на ремонт 3000, экономия — намного больше. Но даже если проблема в поршнях, с ремонтом не стоит затягивать, ведь одна деталь в случае поломки усиливает износ и соседних. Так что своевременная диагностика обязательно нужна!
У меня новый авто. Купил еще в 2013 году. По руководству первая замена аж через 15000 км. Думаю так долго ждать нельзя, тем более первая замена масла. Сам сменил через 5000 км. В основном дилеры предлагают свое масло и замена строго в своих СТО. Конечно менять масло у них дорого, но все же пока автомобиль на гарантии нужно обязательно проходить СТО у дилера. Наши же водители желая сэкономить сами меняют масло, причем зачастую не ту которую рекомендует завод-изготовитель. Отсюда возможны проблемы с перерасходом масла.
У меня произошел износ прокладки на картере. Вовремя не отремонтировал. Двигатель не получал необходимую смазку и нагревался еще и от того, что забилась трубка в малом круге системы охлаждения. Пришлось везти в сервис.
У меня машина масло не «ест», но был случай, когда оно стало утекать. Поменяли медную прокладку при замене масла и проблема исчезла.
Первое правило не расстраиваться, а глянуть нету ли «лужи» под машиной. Очень часто проблема в герметичности системы )))