Оглавление
От правильной работы рулевого управления зависит безопасность езды автомобиля по дороге. Одна из проблем, с которой может столкнуться водитель — отказ руля после поворота возвращаться в первоначальное положение. Управлять машиной с такой неисправностью можно, но придётся прикладывать дополнительные усилия для выхода из поворота. Особенно трудно будет во время езды по городским дорогам.
Причины
Однозначно невозможно ответить на вопрос, почему руль застревает при попытке вернуться в исходное положение. Для того чтобы отыскать проблему, необходимо устроить полную диагностику подвесок и рулевого механизма. Чаще всего данная проблема обнаруживается после неудачного ремонта автомобиля (например, когда мастера совершили ошибки при его сборке). Причиной также могут быть поломки рулевого механизма или их частичный выход из строя.
Что делать, если руль не возвращается в начальное положение
Если в данный момент у вас нет возможности посетить автосервис и провести полный осмотр машины, можно проверить её работоспособность самостоятельно. Для этого проследите за агрегатами и механизмами, которые выходят из строя наиболее часто.
Сход-развал
Если при повороте руль останавливается в крайнем положении и не хочет возвращаться назад, стоит убедиться, что схождение-развал откорректированы верно. Если сбились настройки углов колёс, то проблемы могут быть не только с рулём, они возникают и с ускоренным износом шин. Чем быстрее вы обнаружите и устраните проблему, тем дольше вам прослужат покрышки, которые можно быстро довести до неработоспособного состояния таким образом.
- Обратите внимание на износ шин. Если он неравномерный на разных колёсах, то скорее всего присутствует положительный или отрицательный развал.
- Проверьте положение руля машины при прямолинейном движении. Если автомобиль едет ровно, но при этом руль отклонён влево или вправо на несколько градусов, стоит исправить сход-развал.
- Можно измерить углы схождения схода-развала вручную при помощи линейки, нитки и груза.
Наилучшим решением будет обратиться в сервис. Там на диагностическом стенде специалисты быстро определят, имеет ли место проблема.
Шаровые опоры
Эта деталь в процессе использования автомобиля неизбежно изнашивается и требует замены. Если вы подозреваете, что проблема заключается в шаровых опорах, следуйте рекомендации ниже.
- Расположите машину на эстакаде или над ямой, таким образом вы получите свободный доступ к днищу.
- Поместите под задние колёса противооткатные упоры, включите ручной тормоз, а рычаг переключения передач поставьте на нейтральный режим.
- При помощи домкрата приподнимите сначала одно колесо, затем другое. Пока колёса будут находиться в таком положении, попробуете руками раскачать их вверх-вниз. Если вы чувствуете заметный люфт, слышите стук или треск, шаровую опору нужно срочно менять.
Рулевые тяги
Эта деталь чаще всего гнётся при попадании в яму на дороге. Гнутая тяга может препятствовать нормальному повороту руля и создавать другие проблемы с управлением автомобилем.
Рулевая колонка
Руль может застревать в крайнем положении, если у машины имеются проблемы с крестовиной рулевого кардана. Для проверки колонки расположите машину на эстакаде или над ямой. Затем попросите товарища сесть за руль машины и начать крутить руль. Одновременно следите за карданным соединением и смотрите, присутствует ли люфт во время поворота руля.
Что делать, если руль плохо возвращается в исходное положение
Если руль не просто застревает, а плохо крутится, могут иметь место следующие проблемы:
- коррозия на зубьях шестерни рулевой рейки;
- поломка рулевой рейки;
- поломка гидроусилителя руля.
Рулевая рейка
Существует несколько самых типичных неисправностей рулевой рейки.
1. Коррозия на зубьях шестерни. Такая проблема является типичной для машин с большим пробегом. Появляется она из-за небольших нагрузок на крайние области рейки, когда вы редко выкручиваете руль до упора. Чтобы устранить данную проблему, необходимо зачистить шестерню от следов появившейся ржавчины и смазать особым составом, чтобы избежать повторения проблемы. Можно использовать Литол-24, Циатим или Фиол, а для холодной погоды подойдёт Северол.
2. Поломка рейки. Если несколько зубьев на шестерне рейки поломаны, на пути поворота руля могут образоваться «мёртвые зоны», попадая в которые он не сможет вернуться назад без прикладывания дополнительных усилий во время выхода из поворота. При такой неисправности эксплуатация автомобиля может быть опасной.
Гидроусилитель руля
Если машина оборудована гидроусилителем, то проблема может быть в нём. В этой ситуации проверьте компоненты детали, наиболее подверженные поломкам (насос и ремень привода). Также проверьте уровень жидкости в гидроусилителе.
Если у вас возникла проблема с возвращением руля в исходное положение, не следует затягивать с её решением, если не хотите попасть в аварию. Чтобы выяснить причину неисправности обязательно проверьте все возможные варианты, перечисленные выше. Делать это можно в любом удобном для водителя порядке. В редких случаях проблему можно решить калибровкой руля.