Правила проезда перекрестка с круговым движением

Правила проезда перекрестка с круговым движением

В ноябре 2017 года автовладельцы РФ столкнулись с обновлениями в ПДД, касающимися правил пересечения перекрестков с круговым движением. Постановление правительства РФ, подписанное премьер-министром Д. Медведевым, окончательно утвердило единые правила проезда по круговым перекресткам, устанавливающее преимущество двигающихся по кольцу автомобилей.

Долгое время в России проезд перекрестков с круговым движением не был однозначно регламентирован. Даже в одном и том же городе могли встречаться перекрестки с различным приоритетом движения: на одних двигающиеся по кольцу автомобили имели приоритет движения, на других они должны были уступать дорогу въезжающим на кольцо транспортным средствам. Установление единых правил движения по перекресткам такого типа вносит ясность в правила въезда, движения и выезда и должно снизить аварийность на дорогах.

Что такое перекресток с круговым движением?

Перекресток с круговым движением — пересечение двух и более дорожных путей в форме кольца, движение по такому перекрестку осуществляется по кругу против часовой стрелки до момента выезда с перекрестка. В государствах с левосторонним движением проезд по кольцу организуется в обратном направлении — по движению часовой стрелки. Центральная часть перекрестка, как правило, закрыта для проезда и является своеобразным «островком безопасности». Обычно круговые перекрестки не оборудуются светофорами — это повышает пропускную способность такого пересечения дорог и снижает время ожидания автомобилей, что особенно ценно в крупных городах с их обилием автотранспорта. Приближение к пересечению улиц с организованным круговым движением согласно российским ПДД должно быть оборудовано знаком 4.3 «Круговое движение».

Из-за своих преимуществ, помогающих бороться с пробками на дорогах, круговые перекрестки становятся все более популярными и в РФ. Однако из-за отсутствия четких установок, регламентирующих въезд, движение по таким перекресткам и выезд с них в отечественных ПДД, водители не всегда могли установить правила приоритета при их пересечении.

Перекресток с круговым движением

Преимущества и недостатки круговых перекрестков

Перекрестки с организованным круговым движением имеют как плюсы, так и минусы по сравнению с обычными перекрестками. К преимуществам можно отнести:

  • ненормированное количество путей пересечения благодаря большому диаметру, в то время как обычные перекрестки с более чем 4 подъездными путями крайне сложны в организации;
  • повышенная пропускная способность из-за отсутствия светофоров;
  • меньшее время ожидания проезда;
  • лучшая экологичность — меньше выхлопных газов и шума от ожидающих зеленый свет авто;
  • невысокие скорости, что снижает травматичность в ДТП.

Недостатки круговых перекрестков:

  • большее количество мелких ДТП, связанных с ошибками водителей в перестроении внутри кольца;
  • заторы на въездах на круг в «часы пик» из-за приоритетов двигающихся по кольцу автомобилей;
  • неудобство для пешеходов — из-за отсутствия светофоров этим участникам движения приходится преодолевать более длительный путь и переходить несколько пешеходных переходов;
  • неудобства для велосипедистов из-за более высоких рисков попасть в ДТП.

В целом круговое движение более удобно при его организации:

  • на пересечении крупных магистралей;
  • при пересечении более чем 4 подъездных путей;
  • при движении по площадям, уже имеющим форму круга.

Бывшие правила проезда перекрестка с круговым движением

До ноября 2017 года въезд на круговой перекресток кроме знака 4.3 «Круговое движение» оборудовался знаками «Главная дорога» либо «Уступите дорогу». Выезд на пересечение путей регламентировался этими дорожными знаками. В первом случае приоритет движения был у выезжающих на кольцо автомобилей, во втором — у движущихся по кругу машин, при этом въезд должен был оборудоваться знаками 2.4 «Уступите дорогу» или 2.5 «Движение без остановки запрещено». В случае отсутствия знаков приоритета перекресток являлся пересечением равнозначных дорог, а преимущество имели двигающиеся справа автомобили.

Перекресток с знаками 2.1 и 2.4

Разность в организации движения вносила сумятицу в действия автомобилистов и снижало эффективность круговых перекрестков, так как приоритет въезжающих автомобилей снижал пропускную способность кольцевых пересечений. Даже в одном городе соседние круговые перекрестки могли быть по-разному организованы. В то же время в подавляющем числе европейских стран правила движения по кругу были однозначны — приоритет имеют уже находящиеся на кольце авто.

Правила проезда перекрестка с круговым движением с ноября 2017 года

С 08.11.2017 в ПДД были внесены поправки согласно утвержденному постановлению правительства РФ №1300. В большей части нововведения изменили правила движения перекрестков с круговым движением для пересечения равнозначных дорог. Вместо правила «правой руки» введен приоритет двигающихся по кольцу автомобилей. С этого момента знаки 2.4 и 2.5 не обязательны для установки, так как по умолчанию преимущество получают двигающиеся по кольцу автомобили. Исключением могут быть только два случая:

  • пересечение оборудовано светофором — выезд происходит согласно разрешающему зеленому сигналу;
  • перед перекрестком установлен знак 2.1 «Главная дорога» — выезжающие на перекресток авто имеют приоритет.

Выезд на перекресток

Въезд на перекресток с круговым движением при многополосном движении возможен как из левой, так и из правой полосы, так что перед пересечением нет необходимости перестраиваться в правый ряд. В случае однополосного подъезда к перекрестку необходимо максимально приблизившись к правой обочине въехать на правую сторону кольца. О выезде на круговой перекресток необходимо уведомить других водителей, для чего должен быть включен поворотный указатель.

Движение на перекрестке

Если перед перекрестком не установлен знак 5.15.1 «Направление движения по полосам», то автомобилисты сами могут выбирать полосу для передвижения по кольцу. Если планируется ранний выезд с кольца, то лучше ехать по правой полосе до момента поворота. Если предстоит проехать большую часть круга, то рекомендуется перестроиться ближе к центру кольца, чтобы не задерживать другие транспортные средства. Любые перестроения внутри круга должны сопровождаться включением поворотных указателей, простое движение по кругу считается движением прямо, поэтому поворотники включать не надо. Перед подъездом к повороту с кольца необходимо перестроиться в правый ряд.

В той ситуации, когда перед пересечением установлен знак «Направление движения по полосам», движение и выезд разрешен только соответственно дорожной разметке. Перестроения внутри кольца будут караться штрафом.

Знак 5.15.1

Выезд с перекрестка

Выезд с кольца, то есть поворот на один из подъездных путей, может осуществляться исключительно из правой стороны круга. Выезд с кольца также должен сопровождаться включением поворотного указателя, как и при обычном повороте.

Исключением являются лишь случаи, когда движение на кольце и выезд с него регламентируется знаком «Направление движения по полосам». При такой организации схемы дорожного движения въезд, проезд по кольцу и выезд с него можно осуществлять по одной полосе без перестроения.

Штрафные санкции

Несоблюдение режима въезда и движения по перекрестку с круговым движением ведет к штрафным санкциям, применяемых к водителям-нарушителям. Отступление от новых и старых положений ПДД обойдется водителям в немаленькую сумму:

  • за въезд на запрещающий сигнал светофора — штраф 1 тыс. рублей;
  • водитель, выехавший на перекресток и не уступивший дорогу движущимся по кругу автомобилям, заплатит 1 тыс. рублей;
  • стоянка на кольце ближе, чем на 5 м от пересекаемой части перекрестка, обойдется в 500 рублей;
  • нарушение правил разметки при движении по кругу, выезд не из крайнего правого положения наказываются устным предупреждением или штрафом в 500 рублей;
  • проезд перекрестка по часовой стрелке трактуется как движение по встречке и обойдется в 5 тыс. рублей штрафа или наказывается лишением прав.

Итоги

На самом деле правила движения по перекресткам с круговым движением изменились мало — водителям по-прежнему нужно руководствоваться старыми ПДД при движении и выезде с кольца. Нововведения коснулись лишь въезда на круговой перекресток — теперь всегда преимущество имеют движущиеся по кругу автомобили, за исключением тех случаев, когда обратное регламентируют установленные перед въездом знак приоритета или светофор.

Нет комментариев

Оставить комментарий