Оглавление
Автомобильный шноркель нередко встречается на внедорожниках и другой высокопроходимой технике. Большинство предпочитает приобретать этот атрибут «мужского автомобиля» в магазине и устанавливать его в автосервисе. Однако при желании можно оснастить ТС шноркелем самостоятельно и даже изготовить его собственноручно.
Какие функции выполняет
Шноркель является обычным атрибутом для автомобилей, часто передвигающихся по бездорожью. Первоначально шноркелем оснащался транспорт, который использовался в пустынях. Впоследствии он стал применяться на транспортных средствах, которым приходится часто преодолевать брод.
Основное предназначение шноркеля — забор чистого воздуха, необходимого для работы двигателя внутреннего сгорания. ДВС работает на воздушно-топливной смеси, следовательно, без воздуха движок просто заглохнет. В обычных автомобилях воздухозаборники расположены низко: в подкапотном пространстве либо на уровне крыла. Шноркель расположен выше, что позволяет снабжать мотор чистым воздухом в тяжелых условиях.
Исходя из назначения шноркеля, можно выделить две основные функции данного устройства:
- Защита движка от гидроудара во время пересечения бродов либо езды по глубоким лужам.
- Защита от поднимаемой во время движения автомобиля пыли — высоко вынесенный шноркель снабжает двигатель чистым воздухом и предохраняет воздушный фильтр от засорения. Особенно опасна езда в колоннах по пыльным дорогам в сухую погоду — в таких случаях воздушный фильтр очень быстро засоряется.
Дополнительной функцией шноркеля, производной от основных, является забор холодного воздуха при движении. При заборе из подкапотного пространства воздух поступает горячим, что снижает КПД движка. При заборе холодного воздуха с помощью шноркеля повышается тяга и снижается расход топлива.
Устройство
Шноркель представляет собой воздухозаборник, в основе которой лежат длинная герметичная труба и насадка. Труба ведет от воздушного фильтра, расположенного в моторном отсеке, на уровень крыши автомобиля, где насадка засасывает воздух. Простейшие шноркели, зачастую изготавливаемые самостоятельно, состоят из этих двух элементов, а также соединительного коннектора. Труба и насадка могут изготавливаться из пластика или резины, но могут применяться и другие материалы, например, металл или современные композиты.
Конструкция профессиональных шноркелей может быть значительно сложнее: в них наличествует дренажная система, в некоторых моделях — пылесборник и т. д. Однако основные элементы остаются теми же: насадка и трубка.
Виды насадок
При всем обилие насадок среди них можно выделить два основных типа. Первый из них — так называемый гусак. Это поворотная насадка, которая большей частью используется воздухозаборником вперед — по направлению движения автомобиля. При таком положении в шноркеле создается эффект центрифуги, благодаря чему движок эффективно снабжается свежим воздухом.
Насадка типа «гусак» эффективно справляется с грязью и водой, которые оседают на задней стенке и впоследствии вытекают через дренажные отверстия.
«Гусак» практически всегда используется воздухозаборником по ходу движения. Исключения — метель с сильным снегом. В этом случае рекомендуется поворачивать отверстие назад, чтобы не нахватать в шноркель снега. Также лучше повернуть насадку при поездке по лесу, чтобы не зацепиться отверстием за ветки деревьев.
У «гусака» существуют и недостатки. По отзывам владельцев, такая насадка неплохо справляется с отведением влаги. А вот защита от грязи и пыли недостаточно хороша. Лучше себя с этой позиции показывает другой распространенный тип насадок — «циклон».
В насадке подобного типа, работающей по принципу сепаратора, засасывание воздуха происходит снизу. Затем воздух проходит через сетчатый фильтр, благодаря чему очищается от крупных частиц мусора. Затем под воздействием вращения тяжелые частицы пыли оседают в пылесборнике, а воздух, поднявшись до верха, по боковым стенкам опускается и попадает в двигатель уже в очищенном виде.
Недостатком насадки типа «циклон» является необходимость в периодической очистке пылесборника. В вариации «циклон-2» эта проблема была решена. В ней отсутствует пылесборник, а весь мусор и грязь сразу выбрасываются наружу через дренажные отверстия.
Какого производителя выбрать
Многие производители специализируются на выпуске шноркелей, подходящих к конкретным маркам и моделям автомобилей.
Наибольшее распространение на рынке шноркелей получили австралийские производители, что совсем не случайно, учитывая климат и дорожные условия внутренних районов Австралии. Среди них Safari, Airtec, Airflow Snorkels. Признанным лидер в данном рыночном сегменте считается именно Safari.
Среди других производителей можно отметить британскую Mantec и китайский Telawei за неплохие потребительские качества, невысокую цену и надежность. А продукция британской фирмы выделяется и стильным дизайном.
Отдельно можно выделить американских производителей Sy-Klone, Airflow Snorkels и 4WD Systems. Однако официально в Россию их продукция не поставляется. Можно попробовать самостоятельно заказать доставку шноркеля через океан — нередко это обойдется даже дешевле, чем покупка устройства у официального дилера внутри страны. Среди отечественных производителей выделяются GKA, «Стократ» и RedBTR.
При выборе шноркеля следует ориентироваться на то, подходит ли конструктивно к конкретной модели автомобиля, а также на стоимость. Модели известных марок обходятся дорого из-за сложности конструкции, дополнительных «примочек» и дороговизны материала. Отечественные и китайские марки дешевле, но некоторые из них могут подводить в эксплуатации.
Инструкция по установке
Устанавливать заводской шноркель лучше, следуя руководству по пользованию, так как из-за различия в моделях отдельные нюансы установки могут отличаться. Однако можно отметить общие принципы монтажа, которые встречаются при установке шноркелей любых производителей.
Для проведения подобной операции потребуются:
- дрель;
- электролобзик;
- лекало;
- герметик;
- грунтовка;
- малярный скотч;
- линейка и маркер;
- клепочный пистолет;
- набор рожковых ключей.
Последовательность установки шноркеля выглядит следующим образом.
- Сначала нужно выбрать сторону (пассажирскую или водительскую), с которой будет установлен шноркель. Затем переднее колесо с этой стороны следует поднять с помощью домкрата, далее снять его, а также демонтировать защиту крыла.
- Затем необходимо снять резонатор воздушного фильтра и патрубок, ведущий от резонатора к фильтру.
- Затем следует перейти к высверливанию отверстия в крыле, с помощью которого шноркель будет заводиться в подкапотное пространство. Измерив диаметр трубы, нужно маркером отметить на крыле соответствующую окружность, для подстраховки прибавив 1-2 мм к диаметру.
- Затем в центре получившегося круга нужно 4-миллиметровым сверлом просверлить отверстие. Потом с помощью электролобзика следует вырезать отверстие, ориентируясь на нанесенную разметку. Получившееся отверстие необходимо уплотнить резиновым уплотнителем.
- Затем в крыле и в боковой стойке лобового стекла необходимо высверлить отверстия для крепления шноркеля. Для сверления желательно выбирать 10-миллиметровое сверло, получившиеся отверстия необходимо обработать грунтовкой.
- Далее требуется установить насадку (воздухозаборник) на трубу с помощью болтов.
- Затем трубу нужно прикрепить к высверленным отверстиям с помощью креплений. В подкапотном пространстве следует соединить выходное отверстие трубы с воздушным фильтром с помощью гофра (идет в комплекте), место крепления требуется обработать герметиком.
- Затем оба места крепления гофра (к трубе и патрубку воздушного фильтра) нужно затянуть хомутами.
В конце необходимо проверить герметичность системы. При заведенном двигателе нужно приложить полиэтиленовый пакет к воздухозаборнику. При правильно установленном шноркеле пакет должен порваться. В обратной ситуации нужно дополнительно загерметизировать места всех соединений и креплений.
Как сделать своими руками
Многие автовладельцы предпочитают не заводские шноркели, а изготовленные самостоятельно. Как правило, такие устройства имеют самый простой вид. Конечно, можно «заморочиться» и придать изделию заводской облик, однако такие действия вряд ли стоят подобных усилий: доведенный до идеального внешнего вида самодельный шноркель обойдется в не меньшую сумму, чем заводское изделие.
Для самодельного шноркеля автовладельцу минимум понадобятся:
- сантехническая труба из пластика или металла диаметром от 60 мм и длиной около 2 метров;
- резиновый гофр для прокладки в подкапотном пространстве;
- металлическая (пластиковая) сетка для вентиляции;
- расходные материалы (герметик, уплотнители, саморезы, крепления, хомуты).
Принцип сборки и установки самодельного шноркеля такой же, как и при монтаже заводского изделия. Вся разница состоит в том, что вместо заводского комплекта используются приобретенные или приспособленные детали.
Установка шноркеля не означает, что с этой проблемой раз и навсегда покончено. Как и любая деталь автомобиля, шноркель требует периодической проверки. Раз в год желательно проверять герметичность всех патрубков и креплений шноркеля. Для этого можно использовать тест с полиэтиленовым пакетом. При выявлении негерметичных мест следует промазать их герметиком.