Оглавление
Каждый владелец автомобиля однажды сталкивается с проблемой замены колесных дисков. Такая потребность может быть связана с желанием улучшить внешний вид транспортного средства, сменить сезонную резину, или заменить поврежденные диски. При выборе данного аксессуара нужно учитывать, что они отличаются не только способом производства и конструктивными параметрами, от дисков зависит управляемость и устойчивость на трассе самого автомобиля.
Виды автомобильных дисков
Наибольшее распространение среди автомобильных дисков получили следующие виды:
1. Штампованные стальные. Изготавливаются методом штамповки прокатной стали определенной толщины. Для этого нагретые заготовки обрабатывают прессом и сваривают между собой. Сталь придает таким изделиям прочность и одновременно пластичность. Готовое изделие покрывается краской, защищающей от коррозии.
2. Литые. Изготавливаются при помощи классического литья облегченного сплава в специальную форму. Благодаря такой технологии, диск и обод представляет собой монолитную конструкцию, что повышает ее долговечность и надежность. Материалом для получения сплава служит алюминий с добавлением титана и магния.
3. Кованные. Изготавливаются штамповкой заготовки из легкого слава. Технология отличается от штамповки стали не только различием материала, но использованием других форм и достаточно высокой температуры, при которой металл становится полужидким. При изготовлении дисков по данной технологии могут применяться сплавы из цветных металлов, но титаномагниевые изделия превосходят их по прочности.
Преимущества и недостатки штампованных дисков
Стальные диски из низколегированной стали имеют следующие преимущества:
- Стоимость на порядок ниже, чем у легкосплавных аналогов при достаточно высоких прочностных характеристиках.
- Пластичность материала, за счет которой достигается повышенная степень безопасности. Диск выдерживает серьезную нагрузку, сохраняя герметичность, геометрию и целостность.
- Возможность восстановления после повреждения. Ремонт диска после деформации несложный и экономически оправданный.
Слабые стороны стальных дисков:
- Относительно большой вес изделия, увеличивающий неподрессоренную массу, что способствует более раннему износу амортизаторов, сайлентблоков, ступиц, и ухудшает геометрические характеристики.
- Невысокая точность изготовления, так как изделие рассчитано на установку в недорогих автомобилях.
- Появление коррозии даже при незначительных нарушениях защитного покрытия, из-за чего такие диски требуют регулярной покраски.
- Однообразный, не слишком привлекательный дизайн.
Преимущества и недостатки литых дисков
Литые диски, изготовленные из алюминиевого сплава, имеют следующие преимущества:
- Относительно легкий вес (меньше от стальных на 20%), за счет чего увеличивается эффективность работы тормозной системы, уменьшается нагрузка на подвеску, снижается расход топлива.
- Повышается устойчивость на трассе, в том числе после наезда на препятствие.
- Обеспечивается лучший отвод тепла от тормозного механизма за счет лучшей теплоотдачи алюминия.
- Обеспечение лучшей балансировки колес, что влияет на четкость управления транспортным средством.
- Улучшение дизайна автомобиля благодаря привлекательному внешнему виду и множеству дизайнерских решений.
- Устойчивость к коррозии.
Слабые стороны литых дисков:
- Невысокая прочность изделия, обусловленная кристаллической структурой материала.
- Сложный ремонт после повреждения.
- Способность раскалываться после сильного удара.
Преимущества и недостатки кованных дисков
Легкосплавные диски, изготовленные методом ковки, имеют следующие преимущества:
- Изделие имеет малый вес, превосходя в этом показателе остальные виды дисков (на 25% меньше литого и на 50% от кованного).
- Высокая прочность материала, сочетающаяся с пластичностью. После удара диск не ломается или лопается, а гнется, подобно штампованному.
- Ударопрочность и долгий срок службы.
- Имеют свойство поглощать вибрации.
- Устойчивость к коррозии.
Недостатки кованных дисков:
- Слишком высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии изготовления.
- Однообразие дизайна, при котором диски данного вида отличаются только цветом покраски.
Сравнение основных видов дисков
Штампованные, литые и кованные диски можно сравнить по следующим характеристикам:
Дизайн | Прочность | Масса | Цена | |
Штампованные | Штампованные имеют однообразный непривлекательный дизайн и нуждаются в постоянном уходе по очистке и защите от коррозии, водители часто улучшают внешний вид установкой колпаков, имитирующих легкосплавные диски; | Штампованные обладают пластичностью, не раскалываются при ударе, а только деформируются, легко восстанавливаются после небольших повреждений; | Штампованные самые тяжелые, что ухудшает динамику автомобиля; | самые дешевые |
Литые | Литые имеют разнообразный дизайн и эффектный вид, обуславливающий популярность данного вида дисков у владельцев дорогих иномарок; | Литые достаточно хрупкие, так как при литье в их корпусе образуются раковины и пустоты, после повреждения не восстанавливаются; | Литые по массе занимают промежуточное положение между остальными типами дисков; | средняя стоимость |
Кованные | Кованные диски имеют однообразный дизайн, отличающийся только покраской. | Кованные обладают ударопрочностью и демпфирующей способностью, при сильно ударе гнутся, но не ломаются, повреждения подлежат ремонту. | Кованные самые легкие. | самые дорогие |
Если на автомобиле планируется езда по хорошим дорогам, а на оснащение требуется потратить умеренные деньги – вполне подойдут литые диски отечественных, корейских или европейских производителей, имеющие модели с низкой ценой и неплохим качеством. Любителям скоростной езды больше подойдут кованные диски, а при необходимости часто ездить по бездорожью и плохим трассам, лучше остановиться на штампованных. Они имеют невысокую цену, и дадут возможность самостоятельного устранения мелких поломкой, которые обязательно случатся в сложных условиях эксплуатации.
Я – не очень опытный водитель и новичок –владелица автомобиля. Слышала, что бывают диски разного качества, да вот не понимала толком, чем они различаются. Теперь вот понятно. Но у меня есть вопрос. Для зимней езды, особенно на скользкой дороге, какой вид дисков был бы предпочтительнее? Понимаю, что если диски, например, кованные, то они лучше покажут себя при скоростной езде. Но т.к. это и дорогой вариант, и дороги наши – не очень, то кованные диски не подойдут. Что же лучше для зимы: литые или штамповка?