Оглавление
Мир узнал об этой уникальной новинке совсем недавно, когда в январе 2016 г. интернет внезапно оказался взорван появлением видеоролика о последней разработке российского инженера Алексея Гарагашьяна. Самыми первыми на «Шерп» обратили внимание такие технические интернет-издания, как Topgear, Jalopnik и The Verge, а затем и другие, назвав его «лучшим вездеходом во вселенной за цену 50 000 долларов» и «идеальным средством передвижения даже в постапокалипсическом мире, похожим при этом на детскую игрушечную машинку».
Знакомимся ближе с машиной и ее изобретателем
Известно, что в основу этого супер-везде-проходимого автомобиля легли разработки конструктора-самоучки, мотогонщика и путешественника, чемпиона России по спортивному мототуризму Алексея Гарагашьяна, занимающегося конструированием именно вездеходных моделей автомобиля вот уже много лет. Хотя одноименная компания «Шерп» основана в Петербурге лишь в 2012 году, а массовое производство началось и вовсе недавно – в 2015.
По своей сути «Шерп» является воплощением опыта Гарагашьяна, его знаний о других моделях вездеходной техники и собственных оригинальных идей о том, каким должен быть идеальный снегоболотоход-амфибия с максимально высокой проходимостью и высокими характеристиками подвижности.
Представленный на прошедшей в 2015 г. Московской выставке кроссоверов и внедорожников, «Шерп» стал первой моделью автора, запущенной в серийное производство после успешного прохождения самых разных испытаний. Причем, испытания «Шерп» прошел в условиях абсолютного бездорожья и с честью справился с ними.
На нашем сайте вышла подробная статья об устройстве подвески автомобиля (читать статью).
Жесткость подвески у разных автомобилей сильно различается: чем она жестче – тем легче и более предсказуемо управление, но уменьшается комфорт езды.
Технические характеристики российского вездехода «Шерп»
Начнем с того, что вездеход достаточно компактен по своим габаритам: его длина составляет 3,4 м, ширина – 2,52 м, а высота равна 2,3 м. Сухой вес «Шерпа» всего 1 400 кг, а грузоподъемность составляет около 1 000 кг. Кроме этого, вездеход способен еще и буксировать прицеп массой до 2 400 кг, но за счет падения проходимости.
Клиренс у «Шерпа» составляет 60 см, благодаря чему вместе с громадными колесами (диаметром 1,6 м) и особой конструкции шасси, вездеход способен преодолевать препятствия до 1 м высотой.
Расход топлива зависит от степени бездорожья и колеблется в пределах 2-3 л/ч при общем объеме бака 58 л. Примечательно то, что в дисках всех четырех колес возможно разместить еще четыре бака с топливом по 50 л. каждый. Максимальная скорость по земле у «Шерпа» достигает 45 км/ч, по воде – 6. Но следует отметить, что с прицепом на буксире скорость существенно снижается (до 32-33 км/ч).
Огромные колеса вездехода приводятся в движение 1,5-литровым дизельным двигателем японской компании «KubotaV1505-t» мощностью всего 44 л.с. Которых, надо честно признать, хватает «Шерпу» с лихвой. Коробка передач у этого автомобиля механическая, пятиступенчатая.
Вездеход изнутри или начинка салона
Несмотря на компактные внешне размеры этого автомобиля, внутри у «Шерпа» есть, где развернуться, и места в небольшом салоне вполне достаточно не только для коротких поездок, но и для недолгого, хотя и достаточно комфортного проживания двух взрослых человек точно, а при наличии хорошего спальника или надувного матраса и трех. Хотя, потеснившись и без особых удобств, на ночь могут разместиться пятеро.
Если же говорить об однодневной поездке, то в салоне «Шерпа» смело могут путешествовать шестеро пассажиров плюс еще одно пассажирское место рядом с водительским. Для груза предусмотрены вместительные отсеки, а для создания общего уюта и дополнительного обогрева отдельная «печка».
Привычной в нашем понимании двери у этого вездехода нет, но есть приступочка, благодаря которой можно попасть внутрь, откинув для этого переднее стекло. Ремнями безопасности оборудованы только два передних сидения и поначалу этот факт несколько настораживает. Но это лишь поначалу. Поскольку по привычному бездорожью машина катится мягко и уверенно.
Конструкция вездехода «Шерп»
Самая важная особенность «Шерпа» по мнению Гарагашьяна – это его колеса, являющиеся собственной разработкой автора. Огромные (высотой 1,6 м), они отличаются непривычным сечением протектора – поперечным. Шины сверхнизкого давления на них тоже уникальные, запатентованные, со специальной системой подкачки.
Еще одна особенность – это конструкция топливной системы, благодаря которой «Шерп» может достаточно долго избегать «топливного голодания».
И, конечно же, особенностью этого автомобиля стало отсутствие у него в привычном понимании подвески. Точнее, она есть, но пневмоциркуляционная. Принцип работы подвески следующий: шины автомобиля связывают между собой специальные воздушные каналы с большим сечением. Если обычная шина при наезде на препятствие начинает деформироваться, увеличивая давление в колесе до критических значений, то в случае, предложенном Гарагашьяном, давление очень быстро и равномерно перераспределяется по оставшимся колесам, заставляя деформироваться и их. И заменяя этим подвеску на низких скоростях и больших препятствиях.
Комплектации и цены
На сегодняшний день эта модель выпускается в двух комлектациях:
1. Базовая «Шерп. Стандарт», в которой предусмотрены тент, колпаки для колес, полимерная окраска кузова, обладающая сверхустойчивостью, три аккумулятора, галогенная оптика, тепло- и шумоизоляция для моторного отсека и жидкостной отопитель салона. Стоимость ее составляет 3,85 млн. рублей.
2. Комплектация «Шерп. Кунг» дополнена, как уже понятно из названия, жестким кунгом, трансформирующимся при необходимости в теплый мягкий салон. Стоит этот вариант дороже – 4,1 млн. рублей.
Кроме этого, компанией-производителем предлагаются и дополнительные опции, состоящие из прицепа для транспортировки вездехода на дальние расстояния, четырех дополнительных баков для топлива, генератора 60А и LED-фар.
Конкуренты «Шерпа»
Поскольку «Шерп» заслуженно пополнил список десяти лучших российских вездеходов, то и конкуренция у него вполне достойная, хотя у каждой модели, конечно же, имеются свои плюсы и минусы.
ТМ-140А
Этот специфический гусеничный вездеход, созданный концерном «Тракторные заводы» отлично справляется со снегами, тундрой и болотами. Позиционируется, как оптимальный вариант для перевозки военнослужащих в условиях крайнего Севера.
Shaman 8*8
Вездеходная амфибия этой разновидности имеет восемь колес и достаточно мощный двигатель, позволяющий справиться, как с болотами и снегами, так и с песчаными дюнами. Кроме того, этот автомобиль тоже умеет плавать.
Викинг
Данный вездеход отличается высокой проходимостью и с успехом используется как в военных, так и в гражданских целях. А также отвечает всем требованиям и резолюциям ООН.
Каратель
Созданный для спецслужб вездеход-броневик «Каратель» отличается простотой и очень высокой степенью надежности. Правда, это все, что о нем известно.
Трэкол-39294
Или как его еще называют – полноприводной монстр. Этот классический вариант машин категории «вездеход» предназначен для местностей, где автотранспорт уже не пройдет, а пускать гусеничный еще не целесообразно.
Барс
Созданный на базе различных деталей (двигатель «Жигулей», раздатка «ГАЗа», мосты «Уаза») этот вездеход вобрал в себя как лучшие качества родительских моделей, так и худшие.
Отзывы реальных владельцев о «Шерпе»
Счастливые обладатели данной модели все, как один, отмечают положительные и приятные впечатления, полученные от управления. Это и прекрасные свойства «Шерпа», как амфибии, и очень быстрая (25-30 секунд) подкачка колес, и три независимых отопителя, что немаловажно в условиях российского климата. Отмечают удобный салон, мягкость хода и достаточно удобное и простое управление рычагами. А также устойчивость при езде на склонах, преодоление препятствий без проблем, легкий подъем на горки, хороший запас хода и самое главное – простоту обслуживания этого, казалось бы, совсем непростого устройства.
Один лишь минус отмечается владельцами. Это цена вездехода. Правда тут же признается тот факт, что машина того стоит.
В заключение хочется привести слова самого Алексея Гарагашьяна: «Больше ста дней в году я провожу в поездках на вездеходе. Это помогает мне чувствовать технику и стараться совершенствовать ее дальше. И я рад, что «Шерп» сочетает в себе компактность, маневренность, проходимость и много других интересных качеств, но надеюсь, что он – не последний мой вездеход».
Для более хорошей устойчивости на крутых подъёмах и спусках не мешало бы удлинить вездеход,
Насколько я понимаю, авто не легкое и сила тяжести не позволит ему перевернутся, тут все предусмотрели.
Все таки русские молодцы как не крути, мне кажется если убрать этот сзади комфорт, то можно использовать авто и в военных целях в труднодоступных местах или же для МЧС.
Если начнете удлинять колесную базу, в противовес тут же получите худшую проходимость. Особенно сильно это проявится на очень пересеченной местности, с оврагами, короткими ямами, резкими буграми и т.д.
Здорово! Жаль что такие машины наша промышленность не выпускает. Конечно, их не так много надо, как легковушек, но спрос точно будет.
Впервые о вездеходе Алексея Гарагашьяна «Шерп» узнала из новостей,
вездеход действительно очень удобный и быстрый, правда цена его содержания кусается…
Ох засматриваюсь я на него, почти авто мечты, единственное что жалко — проблематично в центре города припарковать машинку)
Вездеход Шерп|Sherp atv https://vk.com/sherpru, https://www.ok.ru/sherp