Установка газового оборудования на автомобиль

Установка газового оборудования на автомобиль

Одно из модных веяний, распространенных в среде автовладельцев, это установка газового оборудования на авто. Несмотря на то, что эта операция довольно дорогостоящая, впоследствии владелец машины сможет окупить монтаж оборудования и начать экономить, так как стоимость газа меньше, чем бензина или дизельного топлива.

Принципиальные отличия метанового и пропанового оборудования

У автовладельца, решившего установить газовое оборудование, или газобаллонное оборудование (ГБО), на свой автомобиль, есть выбор между двумя видами газа: пропан-бутаном (сжиженным нефтяным газом) или метаном (сжатым природным газом). Несмотря на схожесть обеих схем питания двигателя газом, между пропановым и метановым газовым оборудованием есть существенная разница, связанная как со свойствами самих газов, так и со спецификой их использования в качестве топлива для ДВС.

  1. Метан используется в сжатом газообразном состоянии, поэтому для использования его в качестве топлива метан сжимают, доводя давление в баллоне до 270 атмосфер. Поэтому баллоны с метаном — громоздкие и тяжелые (около 100 кг), хоть и вмещают не так много газа. Процесс заправки метаном довольно длительный — до 40 минут. В отличие от метана, пропан используется в сжиженном виде, давление газа в баллоне составляет около 12–15 атмосфер. Поэтому баллоны с пропаном значительно легче (40–50 кг) и компактнее, но в то же время вмещают значительно больше топлива. На стандартном пропановом оборудовании можно преодолеть втрое больший путь, чем на метановом (150–200 км). Заправка пропаном тоже проходит намного быстрее.
  2. Оба газа имеют большее октановое число, чем бензин. Для метана оно составляет порядка 110, для пропана — около 100. Поэтому метан дает большую экономичность, чем пропан. Если расход пропана примерно равен бензиновому, то метан в загородном цикле дает экономичность по сравнению с бензином в 15–20 %. К тому же стоимость метана примерно в 1,5 ниже, чем пропана. Поэтому в долгосрочной перспективе более выгодно использовать метановое ГБО.
  3. Обратной стороной экономичности является снижение мощности и максимальной скорости автомобиля. Если пропановое оборудование показывает незначительное падение мощности в 3–5 %, то установка метанового ГБО снизит мощность авто на немалых 20 %.
  4. Если использование метанового оборудование однозначно выгоднее в ходе эксплуатации, то вот установка ГБО для него дороже, чем оборудование автомобиля пропановым баллоном. Установка метанового ГБО обойдется минимум в 2 раза дороже, поэтому окупается оно значительно дольше, чем оборудование автомобиля пропановым баллоном.
  5. Различаются обе варианта газификации автомобиля и своей безопасностью. Температура возгорания обоих газов значительно выше, чем у бензина, что делает их относительно безопасными, однако взрывоопасность пропана значительно выше. Баллоны с метаном крепче, а сам газ склонен к быстрому рассеиванию, поэтому при гипотетической аварии метан даже безопаснее обычного бензина. А вот взрывоопасность пропана выше, поэтому эксплуатация автомобиля с пропаном и перевозка баллонов требует определенной осторожности.
  6. Для различных способов газификации автомобиля установлены различные периоды обязательной проверки на безопасность. Авто с пропановым ГБО нужно проверять каждые 2 года, с метановым — раз в 5 лет.
  7. Экологически оба газа наносят намного меньший вред, чем обычный бензин или дизельное топливо. Метан вообще наряду со спиртом считается самым экологически чистым видом топлива, так как при сгорании практически не выделяет вредных веществ. Пропан, как нефтяной газ, содержит примеси, поэтому выхлоп авто с пропановым НБО все-таки более вреден.
  8. Есть разница и в распространенности заправок для обоих газов. Метановые встречаются значительно реже, что вкупе с небольшим запасом хода машины с метановым ГБО во многом делает авто городским, так как при дальних поездках можно элементарно не встретить нужную заправку. Пропановые заправки встречаются намного чаще, к тому же запас хода автомобиля на пропане намного больше.

Установка газового оборудования на автомобиль

Как происходит установка

С 2015 года установка газобаллонного оборудования приравнена к изменению конструкции транспортного средства, поэтому процедура установки может проводиться только в сертифицированных сервисах, специализирующихся на подобных услугах. А перед самой установкой ГБО нужно получить разрешение ГИБДД и пройти техническую экспертизу на возможность монтажа оборудования.

После получения разрешения автовладелец может посетить сертифицированный сервис и вместе со специалистом подобрать подходящее газовое оборудование. После выбора системы работники сервиса начинают ее установку на автомобиль. Обычно это занимает около 7–8 часов, но в исключительных случаях при оборудовании редких и технически сложных автомобилей, время может увеличиваться до 3–4 суток.

В зависимости от вида системы ГБО и ее поколения монтаж оборудования может иметь особенности, но в целом процедура выглядит подобным образом.

  1. Первым делом в моторном отсеке устанавливается газовый редуктор, призванный преобразовывать сжиженный или сжатый газ в парообразную смесь, а также поддерживать постоянное давление газа на выходе. К газовому редуктору подключаются шланги системы охлаждения для предотвращения перегрева.
  2. Далее также в подкапотном пространстве устанавливаются 2 электромагнитных клапана: для перекрытия подачи бензина и для перекрытия подачи газа. В салоне автомобиля монтируется переключатель между газом и бензином.
  3. В моторном отсеке устанавливается электронный блок управления газовой системой. С помощью проводки блок управления подключается к бензиновым форсункам, датчику кислорода и датчику оборотов двигателя.
  4. Далее устанавливаются газовые форсунки, призванные дозировать газ при его поступлении во впускной коллектор. Газовые форсунки подключаются к впускному коллектору с помощью шлангов, для чего в коллекторе просверливаются отверстия для штуцеров шлангов газовых форсунок. Также сверлится отверстие для штуцера шланга, обеспечивающего отбор вакуума.
  5. Газовый баллон обычно устанавливается в нишу для запаски, поэтому подбирается необходимая форма баллона. В нише сверлятся отверстия для креплений баллона и вентиляционного сапуна. Отверстия обрабатываются антикоррозийным составом. Перед установкой баллона в него устанавливается мультиклапан, после чего баллон закрепляется в нише.
  6. Далее к мультиклапану подсоединяются вход от заправочного клапана, выход и проводка к электромагнитному клапану.
  7. Далее монтируются оставшиеся газопроводные трубки. И последним этапом считается просверливание отверстий для монтажа заправочного клапана, который соединяется газовой трубкой с мультиклапаном баллона.

После проведения работ по установке оборудования блок управления подключается к диагностическому сканеру, с помощью которого проводится калибровка оборудования.

Система ГБО

Особенности обслуживания автомобиля на газовом оборудовании

Установленное на автомобиль газовое оборудование должно периодически проверяться на предмет безопасности. Обычно проверка проводится на том же сервисе, который и устанавливал ГБО. Периодичность проверок:

  • 2 года для пропанового ГБО;
  • 5 лет для авто на метане.

Во время прохождения проверки изучается герметичность соединений газопроводов и надежность креплений компонентов ГБО. После прохождения экспертизы выдается свидетельство о безопасности установленного на авто ГБО.

Кроме того, обслуживание автомобиля с установленным ГБО требует:

  • ежемесячный слив конденсата из редуктора;
  • проверка герметичности ГБО не реже, чем 1 раз в год;
  • каждые 5 тыс. км пробега — очистка фильтра, а каждые 10–15 тыс. км — замена.

Ввиду опасности утечки газа водитель должен соблюдать определенные меры для предотвращения возникновения ситуаций, когда газ может утечь из системы питания:

  • во время работы двигателя расходный вентиль должен всегда находиться в полностью открытом состоянии;
  • перед длительной стоянкой необходимо полностью закрывать расходный вентиль;
  • при возможной утечке газа из системы или появлении характерного запаха необходимо прекратить эксплуатацию авто;
  • запрещено использование открытого огня для поиска места утечки и в целом самостоятельные работы по устранению утечки;
  • в случае ДТП необходимо перекрыть расходный вентиль;
  • не реже одного раза в месяц нужно проверять крепления баллонов на надежность.

Установка ГБО

Оформление в ГИБДД

Оформление монтажа ГБО на автомобиль начинается до того, как собственно устанавливается само оборудование.

  1. Для начала нужно отправиться в МРЭО ГИБДД для подачи заявления на монтаж оборудования. При получении разрешения проводится предварительная техническая экспертиза на возможность установки ГБО. Получение разрешения занимает срок до месяца.
  2. При положительном ответе можно устанавливать ГБО в сертифицированном сервисе. После монтажа в сервисе выдаются копии сертификационных документов на само оборудование, а также заявление-декларация сервисного центра.
  3. Далее вновь проводится проверка безопасности установленного ГБО, при положительном результате выдается свидетельство о безопасности внесенных в конструкцию ТС изменений.
  4. С полученным свидетельством необходимо вновь посетить МРЭО ГИБДД, где вносятся изменения в ПТС и оформляется новое свидетельство о регистрации транспортного средства.

Следует знать, что снятие оформленного в ГИБДД газового оборудования также считается изменением конструкции автомобиля, поэтому демонтаж также потребует оформления в ГИБДД и проведения технических экспертиз.

Нет комментариев

Оставить комментарий