Как очистить сажевый фильтр дизельного двигателя

Как очистить сажевый фильтр дизельного двигателя

Важным условием для эксплуатации дизельных двигателей является их соответствие с мировыми экологическими стандартами. Это означает, что они должны надежно бороться с отработанными газами и задерживать элементы, представляющие угрозу для атмосферы. Именно для этих целей предназначаются сажевые фильтры, способные очищать выхлопную систему с максимальной эффективностью. По мере загрязнения данное устройство требует тщательной очистки или замены.

Функции фильтра

Сажевый фильтр является важной деталью выхлопной системы авто, которая предназначается для снижения выброса частиц сажи в атмосферу. Благодаря его использованию объем сажи в дизельном моторе уменьшается приблизительно на 80-100%.

Принцип работы сажевого фильтра основан на двух последовательных этапах:

  1. Фильтрация отработанных газов (захват сажи).
  2. Регенерация.

Фильтрация сажи осуществляется при помощи керамической структуры внутренней части фильтра с мелкими ячейками, сквозь которые эффективно просеивают выхлопные газы и при этом задерживают сажевые частички на своих стенках.

Под регенерацией фильтров подразумевается процесс очистки их засорившихся ячеек. В зависимости от конструкции устройства, это происходит по-разному.

До наступления критического момента сажа накапливается внутри фильтра. Этот момент зависит от разницы в давлении до и после фильтрующего элемента. При отклонении давления от нормативных показателей пропускная способность фильтра снижается и включается режим дожигания сажи, который активируется электронным блоком управления. Во время процесса догорания сажи отмечается усиленный впрыск топлива, ускоренная частота вращения коленчатого вала и повышенная температура выхлопных газов. Однако даже при наличии режима догорания сажи, водители, которые нечасто эксплуатируют автомобили на повышенных оборотах, могут сталкиваться с проблемой ее скопления на внутренних стенках фильтра.

работа сажевого фильтра

Причины засорения

Чтобы выяснить, каковы основные причины засорения фильтра, нужно разобраться, что представляет собой сажа и как она воздействует. Она является побочным продуктом отработки дизельного топлива в виде мелкого порошка. Во время рабочего цикла в камере не сгорают некоторые частицы углеводородов. При выходе в выхлопную систему они образовывают смолистые отложения.

Мельчайшие частицы сажи склеиваются смолой и образуется нагар. Кроме сажи в нем содержатся сульфаты металлов, образовавшиеся вследствие сгорания масел.

Следовательно, сажевый нагар с различными примесями, не сгорающий в режиме догорания, оседает внутри фильтра и становится причиной его засорения.

Срок службы и от чего зависит

В условиях российских дорог срок службы сажевого фильтра относительно недолог. Он составляет от 50 000 до 120 000 километров пробега.

Он может зависеть от нескольких факторов:

  • личной ответственности водителя по отношению к процессу очистки засоренного фильтра;
  • частоты включений режима догорания сажи.

сажевый фильтр на дизельном двигателе

Существуют способы, позволяющие максимально увеличить период надежной службы фильтра. Для этого рекомендуется:

  • во время каждого планового технического осмотра выполнять чистку фильтра (особенно важно это в тех случаях, когда из-за некорректной работы двигателя активно образуется нагар на фильтрующем элементе);
  • через каждые 3000 километров пробега авто применять присадки для дизельного топлива, которые уменьшают объем сажи и образование нагара;
  • всегда использовать дизельное топливо самого высокого качества.

Очистка сажевого фильтра

Выполнять очистку сажевого фильтра от нагара можно двумя способами. Для каждого из которых характерны определенные особенности, преимущества и недостатки.

Со снятием

Первый способ является более сложным и требует больших затрат времени ― в среднем, около восьми часов. На период проведения работ требуется демонтировать фильтрующий элемент.

Очистка проводится в несколько этапов:

  1. Весь корпус фильтра заполняется промывочной жидкостью. Входящие в ее состав нефтяные компоненты и специальные присадки способствуют растворению сажевого нагара.
  2. Оставить приблизительно на 8 часов (или другой период времени, указанный в инструкции к средству).
  3. Для полного удаления остатков очищающей жидкости и загрязнений промыть фильтр интенсивной струей воды.
  4. Просушить фильтр и установить на прежнее место.

Очистка сажевого фильтра

Без снятия

Второй способ позволит сэкономить время, так как очистка выполняется на транспортном средстве. В данном случае применяются средства, имеющие водно-щелочную основу. В комплекте они содержат специальную смывающую жидкость, которая нейтрализует остатки щелочи.

Подача очистителя в фильтр осуществляется через отверстие для датчика температуры или давления. Поэтому эти приборы необходимо предварительно снять. Для работы необходим пистолет-распылитель. Однако, можно сразу приобрести жидкость в аэрозольном баллоне.

Для качественной очистки фильтра необходимо выполнить следующие действия:

  1. Прогреть дизельный двигатель.
  2. Дождаться, пока температура на фильтре не достигнет отметки в 40 градусов ― при таких условиях щелочной состав действует наиболее эффективно.
  3. Под давлением около 8 бар распылить очищающий состав на сажевый фильтр.
  4. Впрыскивать в течение 10 секунд, затем сделать 10-ти секундную паузу перед следующим впрыском.
  5. Повторять действия до тех пор, пока не будет израсходован литр очистителя. Чтобы очистка проводилась очень тщательно, распылительный зон следует перемещать и вращать.
  6. Распылить чистую воду аналогичным образом.
  7. Выполнить дожиг остатков сажи, в течение получаса эксплуатируя авто на повышенных оборотах.

Очистка сажевого фильтра без снятия

Какие масла необходимы для фильтра

Чтобы сажевый фильтр работал долго, надежно и полноценно, требуется правильно подбирать моторные масла. Важнейшими их особенностями являются:

  • низкая степень зольности ― до 0,8%;
  • наличие присадок на синтетической основе без фосфора и серы.

О малой степени сульфатной зольности свидетельствуют маркировки Low SAPS, а также ACEA «C1», «C2», «C3», «C4».

В классификации ACEA (ассоциации европейских производителей автомобилей) С является новым классом масел, совместимых с катализаторами и сажевыми фильтрами. Они предназначаются для двигателей, которые соответствуют ужесточенным требованиям экологии. Их применение гарантирует нормальную работу мотора в сложных условиях и повышает период службы системы очистки выхлопных газов.

В соответствии с экологическими требованиями, наличие сажевого фильтра является важным условием эксплуатации автомобилей, оснащенных дизельными двигателями. Его задача ― удерживать частицы сажи, не пропуская их в атмосферу. Для повышения срока службы фильтра необходимо выполнять регулярную очистку, а также применять только качественное топливо и моторные масла с небольшой долей сульфатной зольности.

Нет комментариев

Оставить комментарий